Россия во второй половине XIXв.
Страница 2

История » История Древней Руси » Россия во второй половине XIXв.

Аграрная реформа. 19 февраля 1861 г., император подписал знаменитый манифест об отмене крепостного права, а 5 марта 1861 г. манифест был обнародован.

По новому закону крепостная зависимость крестьян от помещиков была отменена навсегда, они назывались свободными сельскими обывателями, могли владеть имуществом, записываться в другие сословия, заниматься хоз. деятельностью, выбирать место жительства, быть самостоятельными в своей личной жизни, земля, на которой жили и работали крестьяне, была признана собственностью помещиков. крестьяне продолжали находиться в экономической зависимости Для крестьян отсутствия у них достаточных капиталов, «выкупную операцию».

Земская реформа 1 января 1864 г. было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», были введены земства — внесословные выборные органы местного самоуправления. Все земельные собственники, а также сельские общества получили право избирать своих представителей — гласных в уездные земские собрания, ежегодно в губернском городе проводился съезд депутатов от уездных земских собраний всей губернии.

Земская реформа способствовала становлению элементов гражданского общества в России. Появились земские школы, в которых земские учителя обучали грамоте детей и взрослых. В земских больницах и приютах работали врачи. Освобождение крестьян и проведение земской реформы оживило уездную жизнь. Городское население становилось более предприимчивым,

«Городское положение», означавшее начало проведения городской реформы, было принято в 1870 г. Оно оставило в силе старое разделение горожан на группы населения — ремесленников, купцов, пр. Новый закон определил, что все городские жители, имеют право избирать из своей среды представителей (гласных) в городскую думу. Члены городской думы, в свою очередь, должны были избрать городского голову и членов городской управы.

Судебная реформа Начало проведения одной из центральных реформ относится к 1864 г., были изданы новые «Судебные уставы», изменившие порядок судопроизводства в империи. До реформы суды находились под сильным влиянием властей, По судебной реформе вместо сословных судов вводился суд внесословный. Судьям были даны несменяемость и независимость. Вводилась состязательность суда, что давало возможность объективного и детального расследования. Кроме того суд становился гласным. Была изменена и система судов - для разбора мелких дел - мировые суды. Для разбора мелких дел, возникающих в крестьянской среде - волостные суды, для разбора дел более серьезных в губернских городах - окружные суды с отделениями уголовными и гражданскими. За Сенатом же закреплялась функция общего надзора за состояние судопроизводства в стране.

Одновременно с изменением системы судов и судопроизводства была значительно смягчена система наказаний. Так, отменялись разные виды телесных наказаний.

Военная реформа В 1874 г. был обнародован Устав о всеобщей воинской повинности. Раньше русская армия формировалась в результате рекрутских наборов, люди состоятельные могли откупиться от 25-летней военной службы, наняв рекрута. По новому закону на воинскую службу должны были призываться все мужчины, которым исполнялся 21 год. Взятые на службу должны были отслужить шесть лет в строю и девять лет числиться в запасе. Затем до достижения ими 40 лет они должны были числиться в ополчении.

Изменилась система солдатской подготовки. Солдат учили выполнять священный долг по защите своего Отечества, их учили грамоте

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Отмена крепостного права
Предпосылки реформы. Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя ее экономическое и социально-политическое развитие. Сохранение крепостного права было обусловлено особенностями (природой) российско ...

Первые впечатления и новая жизнь
Для Пушкина лицей был не только источником дорогих воспоминаний, но и многого существенно важного и решающего в его последующем духовном развитии. В лицее были хорошие преподаватели, там читались ученикам основы наук, но еще более, чем преподаватели и излагаемые ими научные сведения, служил образованию лицеистов их тесный дружеский круг ...

Выводы
Таким образом, можно сделать вывод, что утвердившееся в научной и учебной литературе определение Российского государства второй половины XVI века как сословно-предствительной монархии, весьма условно. Во-первых, в России к этому времени еще не сформировались сословия. Во-вторых, земские собрания были ни чем иным, как “информационными и ...