Завещание великого евразийца (по Л.Н. Гумилеву «От Руси к России: очерки этнической истории»)
Страница 1

История » Завещание великого евразийца » Завещание великого евразийца (по Л.Н. Гумилеву «От Руси к России: очерки этнической истории»)

Труд Л.Н. Гумилева «От Руси к России: очерки этнической истории» состоит из трех частей: «Киевская держава», «В союзе с Ордой», «Царство Московское».

В начале первой части описываются славянские народы, их соседи и враги. Во II в. н.э. в результате пассионарного толчка началось Великое переселение народов. Готы стали хозяевами устья Дуная. Восточнее, между Доном и Днестром, воцарились остготы. К VI в. славяне заняли Волынь (волыняне) и южные степи вплоть до Черного моря (тиверцы и уличи). Заняли славяне также и бассейн Припяти, где поселились древляне, и южную Белоруссию, где осели дреговичи («дрягва» — болото). В северной части Белоруссии расселились западные славяне — венеды. Кроме того, уже в VII или VIII в. два других западнославянских племени — радимичи и вятичи — распространились на юг и восток до Сожа, притока Днепра, и до Оки, притока Волги, поселившись среди местных угро-финских племен.

Для славян было бедствием соседство с древними русами, которые сделали своим промыслом набеги на соседей. Часть русов, ушедшая на восток, заняла три города, которые стали опорными базами для их дальнейших походов. Это были Куяба (Киев), Арзания (Белоозеро) и Старая Руса.

К IX в. раскол славянского единства привел к созданию новых, ранее не существовавших народов. В результате смешения славян с иллирийцами появились, сербы и хорваты, а во Фракии смешение с пришлыми кочевниками положило начало болгарскому этносу. Какие-то славянские племена проникли в Грецию и Македонию, дойдя до Пелопоннеса, который они назвали Мореей (от слова «море»). Растущая пассионарность славян разбросала их по всей Европе[1].

VI—VIII вв. стал временем рождения Киевской державы.

Л.Н. Гумилев делает ссылки на работу Нестора «Повесть временных лет».

Л.Н. Гумилев подробно описывает крещение Руси во время правления князя Владимира, а также распад Киевской Руси на уделы и период междоусобицы.

Во второй главе «В союзе с Ордой» описывается рождение монгольской империи. В середине 1162 году родился Тэмуджин (впоследствии его избрали ханом с титулом «Чингис»). В 1198 году он стал главой мощной орды. В самом начале ХШ в., Чингисхан завоевывает все ближайшие государства.

Растущая пассионарность орды Чингисхана позволила ей довольно легко и плодотворно ассимилировать разные племена и народы. Ибо, в соответствии с монгольскими стереотипами поведения, хан мог и должен был требовать покорности, повиновения приказу, выполнения обязанностей, но требовать от человека отказа от его веры или обычаев считалось делом не только глупым, но и аморальным — за индивидом оставалось право на собственный выбор. Подобное устроение привлекало многих[2].

В начале ХШ века Древняя Русь переходила из инерционной фазы в фазу обскурации. Снижение пассионариости в конечном счете всегда ведет к разрушению этноса как единой системы. Внешне это выражается в событиях и деяниях, не совместимых ни с моралью, ни с интересами народа, но вполне объяснимых внутренней логикой этногенеза. Так было и на Руси.

Монголы не стремились к войне с Русью. Прибывшие к русским князьям монгольские послы привезли предложение о разрыве русско-половецкого союза и заключении мира были убиты, чем было вызвано желание отомстить.

В 1223 году произошла битва на реке Калке. Эту битву русская армия проиграла из-за полной неспособности к самой минимальной организации.

К 1242 г. Орда полностью захватила Киевскую Русь.

Александр Невский одержал победу в 1242 г. в борьбе с рыцарями из Тефтонского ордена.

Вывод: Какова же этническая интерпретация этих грандиозных событий XIII в.? Мы уже упоминали, что в XI — начале XIII в. Русская земля представляла собой единый суперэтнос. Но с падением пассионарности в XIII в. единство оказалось утраченным. Отдельные подсистемы ослабевшего суперэтноса вошли в состав более молодых этнических миров. Так, Северо-Восточная Русь вошла в монгольский суперэтнос. Именно поэтому преемники Батыя — ханы-немусульмане, а потом и ханы-мусульмане, — заняли место византийских императоров в иерархии русских геополитических представлений. Ранее на Руси считалось, что существует лишь один царь — василевс в Константинополе. Те русские княжества, которые отказались от союза с татарами, были захвачены частично Литвой, частично Польшей, и судьба их была очень печальной. В рамках западноевропейского суперэтноса русичей ждала участь людей второго сорта.

Страницы: 1 2 3

Характеристика групп населения Древней Руси
Свободное население Руси обычно именовалось «люди », Основную его массу составляли крестьяне. В сельской местности традиционная большая семья-община (задруга) постепенно сменилась более мелкими семьями и индивидуальными собственниками земли. Смерды - это крестьяне-общинники в Древней Руси. Это были пока ещё свободные люди, находившиеся ...

Отношение современной церкви к детям, рожденным в гражданском браке
Вопрос: Разъясните, пожалуйста, отношение церкви к понятию байстрюк (ублюдок). Является ли таковым ребенок, родившийся без венчания или хотя бы достаточно росписи матери с отцом в ЗАГСЕ? Ответ: Надо сказать, что Церковь признает всякий законный брак, и венчанный и не венчанный. Ко всем детям Церковь относиться одинаково. Греха детей ...

Внешняя политика
Основными задачами внешней политики России в XVI в. являлись: на западе — борьба за выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке — борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири, на юге — защита страны от набегов крымского хана. Присоединение и освоение новых земель. Образовавшиеся в результате распада Золот ...