Внутренняя политика Наполеона
Став полноправным диктатором, Наполеон в корне изменил государственное устройство страны. Упор делался исключительно на укреплении позиций Наполеона в политике, то есть личной власти, которая являлась гарантом закрепления тех успехов, которых добилась революция: гражданские права, освобождения крестьян от крепостного права, и право на сохранение земли тех, кто успел купить её во время революции у тех, кто уехал из страны. Кодекс Наполеона, то есть названный именем Наполеона гражданский кодекс, принятый в 1804 году был призван сохранить все эти достижения.
Наполеоном была организована Административная реформа, которая привела к тому, что во Франции появились департаменты и префекты округов. То есть административное деление французских земель значительно изменилось. В городах или даже деревнях с того времени появились управляющие – мэры.
Был учреждён государственный Французский банк для хранения золотого запаса и эмиссии бумажных денег. До 1936 года в систему управления Французским банком, созданную Наполеоном, не вносилось серьёзных изменений: управляющий и его заместители назначались правительством, а решения принимались совместно с 15 членами правления из акционеров — так гарантировался баланс между интересами общественными и частными. 28 марта 1803 года были ликвидированы бумажные деньги: денежной единицей становится франк, равный пятиграммовой серебряной монете и поделенный на 100 сантимов. Для централизации системы сбора налогов были созданы Управление прямого налогообложения и Дирекция сведённого налогообложения. Приняв государство с плачевным финансовым состоянием, Наполеон ввёл жёсткую экономию во всех сферах. Нормальное функционирование финансовой системы было обеспечено созданием двух противостоящих друг другу и в то же время сотрудничающих министерств: финансов и казначейства. Их возглавляли выдающиеся финансисты того времени Годен и Молльен. Министр финансов отвечал за поступления в бюджет, министр казначейства давал подробный отчёт о расходовании средств, его деятельность проверялась Счётной палатой из 100 государственных служащих. Она контролировала расходы государства, но не выносила суждения об их целесообразности.
Административные и правовые новшества Наполеона стали фундаментом для современного государства, многие из них работают, и по сей день. Как раз в то время была обновлена система образования: появились средние школы – лицеи, и ВУЗы – так называемые Политехническая школа и Нормальная школа. Кстати, до сих пор эти учебные структуры являются самыми престижными буквально на всей территории Франции. Печать также ожидали внушительные изменения. Более 90% газет были закрыты, так как Наполеон отдавал себе отчёт в том, насколько опасны и действенны газеты в плане влияния на умы людей. Была создана мощная полиция и разветвлённая тайная служба. Церковь тоже полностью подвергалась юрисдикции и контролю правительства и императора.
Эти и другие меры заставили противников Наполеона объявить его предателем Революции, хотя он считал себя верным продолжателем её идей. Истина же в том, что он сумел закрепить некоторые революционные завоевания, но решительно отмежевался от принципа свободы.
Значение отмены крепостного права.
Реформа 1861 г. ударила "одним концом по барину, другим по мужику". Являясь грабительской по отношению к крестьянам, она в известной мере ущемляла и экономические интересы помещиков: личное освобождение крестьянства ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию крестьянского труда, реформа заставила отдать крестьянам в соб ...
Система государственного управления Александр I.
В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился последний дворцовый переворот. Заговорщики из высшей петербургской знати убили императора Павла I. На российский престол взошел его старший сын Александр. Молодой император был сложной и противоречивой натурой. Это объяснялось врожденными чертами его характера и теми условиями, в котор ...
Открытие лицея
Лицей был задуман Александром I как закрытое привилегированное учебное заведение для подготовки образованных и преданных слуг государства. Задуманному им учебному заведению Александром I придавал столь важное значение, что собирался в начале поместить туда и великих князей. Позднее он от этой мысли отказался, но своего интереса к лицею ...