Заключение
Страница 1

В истории человечества встречаются такие личности, которые, некогда появившись, проходили затем через века, через доступную нашему умственному взору смену эпох и поколений. Такие люди - поистине «вечные спутники» человечества Речь может идти о политических и государственных деятелях, о представителях науки, культуры и искусства, о том ощутимом вкладе, внесенном ими в развитие человеческого общества, его материального и духовного бытия. Надежная доставка цветов в Тимашевске timashevsk.sredi-cvetov.ru.

К числу таких «вечных спутников» человечества принадлежит и Петр Великий, личность которого была необычайно сложна и противоречива. И в то же время он был яркой индивидуальностью во всем, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, и однозначные оценки невозможны, ибо не все исследователи учитывают образ мыслей, способности, характер тех людей, которые, будучи у власти, влияли на исторический процесс. Конечно, их личные качества определяются в немалой степени воспитанием, и, следовательно, средой и эпохой. Но ведь одна и та же эпоха воспитывает разных людей, и далеко не безразлично, кто именно стоит у власти или командует армией.

Каждая эпоха выносит представление об исторической личности нечто свое, характерное именно для данной эпохи, раскрывая те грани и аспекты, тот смысл и значение, то особенное, что было просмотрено эпохами предыдущими и в этом заключается развитие исторической мысли. Поэтому каждая эпоха знает своего Петра.

Время позволяет теперь взглянуть на Петра I с более чем 200-летнего расстояния, увидеть его преобразования, личный вклад в строительство государства Российского, укрепление его позиций, его славы, что актуально в наши дни. В русской науке и публицистике часто история России делится на два периода: допетровский и послепетровский. Правление Петра Первого считают своеобразным рубежом между Московским царством и Российской империей. Такова притягательная сила личности Петра Великого, первого российского императора, великого реформатора, и значительность того места, которое он занял своими деяниями в истории.

Особенности историографической ситуации в области изучения эпохи преобразования Петра в определенной мере связаны со спецификой самого рассматриваемого времени. Петровские реформы ив силу своей направленности на европеизацию русской жизни, и в силу своей стремительности породили у современников обостренную историческую рефлексию, выразившуюся в появлении и первых русских мемуаров, и сочинений о самой эпохе.

Создав новую культурную среду, преобразования Петра Первого изменили идеологию отношений подданных и государства, сформировали своеобразную систему критериев, по которой общество оценивало власть и предъявляло ей требования. Многие оценки современников нашли отражение и в публицистике, и в сочинениях по истории, и в иных источниках. В многочисленных журналах, альманахах, изданиях и отдельными выпусками в настоящее время опубликованы сотни разнообразных документов и целые документальные комплексы. Такие издания, как «Письма и бумаги императора Петра Великого», «Сборники Императорского Русского исторического общества», «Русский Архив» и др. дают нам возможность более полно изучить эпоху Петра Великого.

[1] Баггер X. Реформы Петра Великого. Обзор исследований. М.: Прогресс, 1985. – С. 157.

[2] Соловьев, С. М. Взгляд на историю установления государственного порядка в России до Петра Великого // Соловьев, С. М. Чтения и рассказы по истории России. М.: Правда, 1989. - С. 159.

[3] Рубинштейн Н, Л. Русская историография. ОГИЗ: Госполитиздат, 1941. Гл.19. - С.336.

[4] Очерки истории исторической науки в СССР. Т.1 / под ред. М. Н Тихомирова, М. А. Алпатова, А. Л. Сидорова. М.: Изд-во АН СССР, 1955. Гл.УШ. - С.356.

[5] Сахаров А. М. Комментарии к тринадцатому и четырнадцатому томам "Истории России с древнейших времен" // Соловьев, С. М. Сочинения: в 18 кн. Kh.VII. Т.13-14. - С.643.

[6] Сахаров А. М. Историография истории СССР. Досоветский период: учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1978. Лекции 8-9. - С.130.

[7] Соловьев С. М. Публичные чтения о Петре Великом // Там же. - С.414.

[8] Шапиро А. Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 г.: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Культура, 1993. Лекция 22. - С.411.

[9]Историография истории СССР. С древнейших времен до Великой Октябрьской Социалистической революции / под ред. В. Е. Иллерицкого и И. А. Кудрявцева: учебник для студентов исторических факультетов университетов и педагогических институтов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1971. Гл.15. - С. 167.

[10] Астахов В. И. Курс лекций по русской историографии". Часть вторая (Эпоха промышленного капитализма). Харьков: Изд-во Харьковского госуниверситета, 1962. Лекция 7. - С. 148.

Страницы: 1 2

Восточные славяне
История славян уходит в глубину времен, и первые сведения о них зафиксированы в древнейших письменных источниках. Все они с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тысячелетия н. э. (чаще всего с VI века), то есть тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общност ...

Отмена крепостного права
19 февраля 1861 г. Манифестом Александра II в России было отменено крепостное право. Освобождение крестьян было ответом на исторический вызов капиталистической Западной Европы, к этому времени значительно обогнавшей Россию. По Положениям 19 февраля 1861 г. частновладельческие крестьяне стали лично свободными и получали право распоряжат ...

Принятие христианства на Руси.
Древнейшее прошлое восточнославянского язычества. Вначале несколько слов о самом термине "язычество". Он - литературного происхождения. Произошел от церковнославянского слова "языци", т. е. "народы", "иноземцы". Таким образом, русские книжники эпохи Киевской Руси - христиане по вере - как бы &quo ...