Общественно-политическое развитие России в первой пол. XIXв.
Страница 3

История » Российская империя в XIX веке » Общественно-политическое развитие России в первой пол. XIXв.

Идейным выражением данного направления была т.н. «Теория официальной народности». Принципы ее были кратко сформулированы в 1832 г. С.С. Уваровым (с 1833 г. министр просвещения). Как «православие», «самодержавие», «народность». В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Проводниками и «толкователями» теории официальной народности были реакционные профессора Московского университета С.П. Шевырев и М.П. Погодин. Социальная задача официальной народности заключалась в том, чтобы доказать «исконности» и «законность» крепостничества. Патриархальная, «спокойная», без классовых бурь и революционных потрясений Россия противопоставлялась «мятежному» Западу: «там (на западе) - мятежи и революции, «здесь» (в России) - «порядок и покой». Крепостное право объявлялось «нормальным» и «естественным» социальным состоянием, одним из важнейших устоев России.

Сторонниками правительственной идеологии были так же известные журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин, под редакцией которых издавалась газета «Северная пчела».

Либеральное направление в русской общественной мысли во второй четверти 19 в. было представлено двумя общественными течениями - славянофилами и западниками. В 1836 г. в журнале «Телескоп» были опубликованы известные «Философические письма» П.Я. Чаадаева, который выступил с резкой критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. С этого времени и берет свое начало либеральное направление.

П.Я.Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечила бы духовную свободу всех народов. Это выступление П.Я. Чаадаева положило начало формирования течения «западников». Его представителями были историки, юристы, писатели и публицисты: Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.П. Боткин, П.В. Анненков, И.И.Панаев, В.Ф. Корш и др. Первоначально к ним зачислялись В.Г. Белинский, А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России.

«Славянофилы» (буквально «любящие славян»), представителями которых являлись А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Кириевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, придерживались иных взглядов на исторический путь России.

Основным тезисом славянофилов являлся- доказательство самобытного пути развития России. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнения народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. Одной из основополагающих идей славянофилов являлась идея о том, что единственно верной религией является православие. Вместе с тем, они были решительными противниками деспотизма и так же как и западники выступали за освобождение крестьянства от крепостного гнета. При расхождении взглядов на путь исторического развития России, «Славянофилы» и «Западники» были едины в желании видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Оба течения считали неприемлемым революционный метод разрешения социальных противоречий.

Период 30-х-40-х гг. XIX в., богатый на социальные потрясения, стал периодом распространения в Европе социалистических идей. Вдохновителями этих идей явились французские мыслители А. Сен-Симон и Ш. Фурье. В России эти искания западноевропейской мысли пропагандировались представителями нового поколения русских революционеров 30-40 гг. В 1844 г. возник кружек петрашевцев. Основателем кружка был молодой чиновник министерства иностранных дел М.В. Буташевич-Петрашевский. Формирование взглядов Петрашевского и его кружка происходило под влиянием идей Фурье и Сен-Симона. Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства, намечали программу широких демократических преобразований. В апреле 1849 г. «петрашевцы» (в их числе и Ф.М. Достоевский), были арестованы и приговорены к расстрелу, но затем помилованы Николаем I и сосланы на каторгу в Сибирь.

С 1845 по 1848 гг. на Украине действовала политическая организация Кирилло-Мефодиевское общество, получившее свое название в честь создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия. В апреле 1846 г. в него вступил Т.Г. Шевченко. Программа общества, изложенная в «Уставе общества Св. Кирилла и Мефодия», предусматривала ликвидацию крепостного права, установления равенства всех сословий, но главная цель его состояла в борьбе за социальное, национальное и политическое освобождение славянских народов. В 1848 г. оно было разгромлено властями.

Страницы: 1 2 3 4

Единицы измерения
— Турки использовали системы мер и весов, которые отличались друг от друга в зависимости от района, от видов продукции (текстиль, зерно, металлы) и от эпохи. Например, окка кийе, османская единица веса, равнялась в Стамбуле 1,28 кг, в Албании — 1,41 кг. Килекейл, которой измеряют вес (22, 659 кг в Стамбуле) и, одновременно, объем (37 ку ...

Общественный порядок
После уничтожения остатков автономии Украины в составе Российской империи общественный порядок приводится в соответствие к общественному порядку России. Официально все население Российской империи состояло из четырех сословий - дворянства, духовенства, крестьянства (сельских обывателей) и городских жителей (городских обывателей). Дворя ...

VIII – IX века в истории славянства. Культура, религия и быт
В родовых общинах Древнерусского государства главой родовой общины являлся отец. Но каким же образом поддерживается единство рода если умрет его глава? Оно поддерживалось восстановлением отеческой власти, один из старших родичей занимал отеческое место. Одна из старых песен говорит: “Когда умрет глава рода, то все дети сообща владеют им ...