Введение

Поляки (самоназвание поляци) — народ, основное население Польши (около 39 млн чел., 2003). Общая численность в мире — около 60 млн человек. Крупные польские диаспоры находятся в США (10,6 млн чел.), Германии (2,0 млн чел.), Франции (1,1), Белоруссии (0,4), Канаде (0,8), Литве (0,24), Украине (0,14), Чехии (0,1). Общины поляков имеются также в Латвии, Великобритании, Бразилии, Аргентине, Словакии, Казахстане и др.

В Российской Федерации насчитывается 73,0 тысячи поляков (2002 г). Территориями преимущественного проживания являются: г. Москва (4,5 тыс.), г. Санкт-Петербург (4,5), Калининградская (3,9), Тюменская (3,4) области, Республика Карелия (3,0), Краснодарский край (3,0), Московская (2,8), Омская (2,8) области, Красноярский край (2,5), Иркутская область (2,3).

Говорят на польском языке славянской группы индоевропей ской языковой семьи. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие поляки — в основном католики, есть протестанты и православные.

Этническую основу польского народа составили объединения западно-славянских племен полян, слензан, вислян, мазовшан, поморян. Их консолидация осуществлялась в ходе формирования и развития древнепольского государства (X—XI вв.). Эти процессы тормозились политической раздробленностью и усилением немецкого влияния в западных и северных территориях. Лишь после объединения земель в рамках единого Польского государства в XIV—XV вв. и образования в XVI в. мощной Речи Посполитой сформировалась в целом основа будущей польской нации.

В конце XVIII в. Польша утратила свою государственность, а ее территория оказалась разделенной между Россией, Австрией и Пруссией. В 1918 г. образовалось независимое Польское государство. После Второй мировой войны произошло окончательное формирование границ современной Польши с почти однородным национальным составом населения.

С XVI века Зауралье – Сибирь была внутренней колонией царской России, затем Советов. Крестовые походы, великие географические открытия были подчинены целям приобретения новых земель.

Дорогу в Сибирь иностранцы знали задолго до Ермака 1582 г. Так француз Гильом де Ребрук 1255 и венецианец Марко Поло 1292 г. побывали в Хакасии и оставили описания. Существует библиография иностранных авторов с XVI по XX век о Сибири.

Первые поляки попали в Сибирь еще в XVII в. вместе с отрядами казаков-землепроходцев. Это были «служилые люди» из числа добровольцев или бывших пленных эпохи постоянных войн России с Речью Посполитой. Так, с 1622 г. воеводой строящегося Енисейского острога (ныне г. Енисейск) был назначен Павел Хмелевский. Возможно, что польское происхождение имел и Андрей Дубенский — основатель Красноярского острога. Неслучайно же в «Списке жителей Красноярского острога» от 30 сентября 1671 г. была поименована группа «поляков и других иноземцев». Поляки-католики попадали в Енисейскую губернию и в результате репрессий русского правительства. "Еще с времен Иоанна IV[1] в Сибирь ссылались военнопленные поляки, литвины, немцы и др. Хорват Ю. Крижанич[2] отбывал ссылку в Тобольске. Он один из первых описал Туруханск, Енисейск, Красноярск. В XVII веке в Енисейске в ссылке находился полковник Семен Палей – соратник Мазепы. В Сибирь были сосланы барские конфедераты генерала Кречетникова 1769, приверженцы генерала Костюшко - 1774, Павел I в 1776 освободил их. В 1812 – военнопленные поляки из армии Наполеона сосланы в Сибирь. Их амнистировал Александр I в 1815 г.

Россия и европейская международная политика после Ништадтского мира 1721-1725 гг.
После Ништадтского мира экономические и военно-политические интересы России на Балтике, Каспийском, Черном морях и восточноевропейском регионе определили основные линии внешнеполитического курса русского правительства. При всем их разнообразии и пространственной изолированности эти проблемы были взаимосвязаны, ибо разрешались они в рамк ...

Понятие и сущностные характеристики модернизации.
Понятие модернизации. Современная эпоха сегодня стремительно изменяется. Цивилизованный мир находится на пороге новой цивилизации. Ученые пытаются найти название новым реалиям, которое отражало бы сущность происходящих изменений: информационное общество, постмодернистское общество и т.д. Начинают формироваться качественно новые черты: ...

Суть концепции «Москва – Третий Рим»
Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием “Москва – Третий Рим”, был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношении с подданными и церковной организацией. О самом авторе, монахе (или, может бы ...