Центры торговли в 16 веке. Города
Страница 1

История » Средневековая Москва - быт, торговля, ремесло » Центры торговли в 16 веке. Города

Постоянно углублявшийся процесс отделения ремесла от сельского хозяйства обусловил в 16 - первой половине 17 века рост и развитие городов. Города являлись центрами ремесленной, торговой и административной деятельности значительных по радиусу районов. Для 16 века выявлено 210 названий городских ремесел (в Новгороде - 293). В составе городских ремесленников преобладали те, кто занимался изготовлением съестных припасов (34 специальности), далее - приготовлявшие предметы домашнего обихода (25 специальностей) и затем - ремесленники всех других 119 специальностей. Среди последних важнейшими были профессии, связанные с металлообработкой.

Ремесленники Москвы и других крупных городских центров 16 века работали не только по заказу, но и на рынок, Они изготовляли свои произведения на дому, а затем приносили для продажи сидевшим в рядах торговцам. В городах торговля производилась местными жителями в лавках, а приезжими торговцами - в гостиных дворах, которые имелись во всяком более или менее значительном городе. Приезжавшие из ближайших сел крестьяне торговали на площади, обычно один-два раза в неделю.

Лавки в подавляющей своей массе принадлежали постоянным жителям города и распределялись между посадскими, ратными людьми и людьми, зависимыми от детей боярских и духовенства, пропорционально числу представителей в городе каждой из этих категорий. В 16 веке одно лицо чаще всего владело тремя лавками, в Пскове и Казани отдельные лица имели по 10 и более лавок. Лавки были небольшими по размеру, располагались рядами.

В межобластной торговле большую роль играли привилегированные торговцы - гости, а также монастырские купчины из Соловецкого, Волоколамского, Троице-Сергиева монастырей, ведших крупную торговлю солью и хлебом. С ростом экономического влияния торгово-посадских кругов торговые привилегии монастырей постепенно начинают сужаться.

Крупные торговые люди, гости принимали большее участие во внешнеторговых операциях и меньшее - в торговле на местных рынках. Вместе с тем они были и своеобразными великокняжескими агентами по торговым делам. Многие из них становились крупными землевладельцами, занимали видное место в правительственном аппарате.

В 16 веке центром торговли в Москве стал Китай-город. Вместе с тем еще во второй половине 16 века торговля по традиции велась также в Кремле. Бывали торги и в других частях города. Н.М. Карамзин так описывал торговлю в Москве: "Гостиный двор (там же, где и ныне, на площади, у Кремля), обнесенный каменной стеною, прельщал глаза не красотою лавок, но богатством товаров, азиатских и европейских. Зимою хлеб, мясо, дрова, лес, сено обыкновенно продавались на Москве-реке, в лавках и шалашах."

Во второй половине 16 века купечество вместе с ремесленниками и мелкими торговцами городов было объединено в сословие посадских людей, в котором купцы составляли богатое меньшинство. Из этого же сословия немногочисленная группа купцов использовалась правительством для выполнения торгово-финансовых поручений. В последней трети 16 века эти купцы были объединены в три общерусские привилегированные корпорации - гостей, торговых людей гостиной (в конце 16 века - 350 человек) и суконной сотен (в конце 16 века - 250 человек). Особое положение по своему экономическому могуществу занимали торговые люди Строгановы. Дворы в городах имели и "торговые иноземцы" (иностранные купцы). Наиболее ранний перечень гостей как представителей особой сословной прослойки дан в акте земского собора 1566 года, который называет 12 гостей. В 1650 году их стало вдвое больше - 24. С конца 16 века чин гостя стал представляться особой жалованной грамотой.

Крупное купечество сосредотачивалось в Москве. После московского пожара 1571 года правительство свело всех "лучших людей" других городов в Москву, обескровив провинциальные посады. В конце 16-17 веков купечество превратилось в сословную группу, сочетавшую занятие торговлей с выполнением функции налоговых сборщиков на условиях откупа. Связь с государственным аппаратом способствовала обогащению одних и экономическому упадку и разорению других, ибо откупщики несли материальную ответственность за сбор установленной суммы налогов. Имущественная дифференциация в группах гостей, членов гостиной и суконной сотен была тем сильнее, чем выше было сословное положение и состоятельность группы в целом.

Страницы: 1 2

Религия этрусков
О характере этрусской религии мы можем судить отчасти по некоторым римским обрядам, заимствованным у этрусков, а главным образом по тем же памятникам изобразительного искусства. Спорность и невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение ее с мифологиями други ...

Немецкий истребитель танков «Элефант» («Фердинант»)
Когда немецкая армия обнаружила, что не имеет ни танков, ни противотанковых пушек, способных бороться с советскими Т-34 и КВ, эту задачу пришлось возложить на авиацию и зенитную артиллерию. Немецкая зенитная 88-мм пушка была неплохим орудием, а её бронебойный снаряд мог пробивать толстую броню на больших расстояниях. Однако пушки на мех ...

Россия в системе международных отношений XIX- начXXв.
Важнейшие задачи внешней политики России в этот период были связаны с защитой границ и укреплением позиций в Европе, а также в Закавказье, на Черном море, на Балканах. Европейское направление российской внешней политики определялось сложной ситуацией, сложившейся в регионе в начале XIX в. Наполеоновская Франция стремилась к усилению св ...