Причины упадка и гибели цивилизаций

История » Культурно-исторические типы цивилизаций » Причины упадка и гибели цивилизаций

Арнольд Тойнби в "Постижение истории" поставил такой вопрос: почему некоторые общества оказываются неподвижными, почему не складывается цивилизация? Для генезиса цивилизаций необходимы два условия:

1) Понимание роли творческого меньшинства в данном обществе;

2) Наличие среды.

Чтобы цивилизация состоялась, нужен механизм взаимодействия Вызова и Ответа: среда умеренно неблагоприятна, она бросает вызов обществу, а общество через творческое меньшинство, успешно отвечает на вызов и решает проблемы: общество в движении, уровень цивилизации неизменен.

Растущая цивилизация -

это социальное единство общества, где за творческим меньшинством, следует, подражая ему большинство. Механизм раскола Тойнби видит в период распада надломленной цивилизации, в период отчуждения большинства от меньшинства.

Таким образом, цивилизация сама кончает с собой. Природу этого Тойнби объясняет тремя причинами:

1. упадком творческих сил меньшинства;

2. ослаблением добровольного подражания со стороны большинства;

3. утратой социального единства общества как следствием первых двух причин.

Фаза упадка распадается на три подфазы - надлом, разложение, исчезновение. Все это длится веками. Так египетская цивилизация испытала надлом в XVI в. до н.э., а исчезла только в V веке н.э., 2 тыс. лет она существовала в форме окаменевшей жизни и смерти.

Но как бы это долго, ни длилось, судьба большинства цивилизаций, если не всех, то рано или поздно влечет их к конечному исчезновению.

Расцвет науки при Сталине
Реализуя свой грандиозный план, Сталин достиг замечательных успехов. Созданная научная инфраструктура в то время не уступала американской. И это в нищей стране, разрушенной войной. Сеть фундаментальных и прикладных научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и вузовских лабораторий охватила весь фронт исследований. Ученые ...

Философия
На богословии и философии Августина лежит глубокий отпечаток его темперамента и биографии. Августин придерживается материалистического взгляда на «дурную природу» человека, которая является следствием первородного греха и передается через половую жизнь. Для Августина человек - это душа, которой служит тело. Но человек - это единство ду ...

Социально-политический кризис в начале XX в.
Социальные противоречия и неспособность правительства решить важнейшие политические проблемы привели в начале XX в. к глубокому социально-политическому кризису. Он выражался в борьбе трудящихся против самодержавно-полицейского строя, в создании леворадикальных политический партий и либеральных оппозиционных союзов, в спорах внутри правя ...