Исторические предпосылки и цели внешней политики Петра
Первогою Исторические
предпосылки преобразований Петра ПервогоСтраница 2
Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.
Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.
Внешнеполитический курс России на протяжении всего XVII века был нацелен на решение трех главных задач: достижение выхода к Балтийскому морю, обеспечение сохранности южных границ от набегов крымского хана и возвращение отторгнутых в период Смутного времени территорий. Основные противоречия возникали у России с Речью Посполитой и фактически это единственная глобальная проблема, которую удалось решить в течение столетия. За это время удалось присоединить Левобережную Украину и возвратить Киев, символ древней государственности. Сложнее дела обстояли с выходом к Балтийскому и Черному морям. Окончательное решение этих вопросов выпало следующему, восемнадцатому столетию. Но прогресс был достигнут и в этих направлениях. Разгром турок в нескольких сражениях и взятие нескольких шведских крепостей показали соседям, что с военной мощью России придется считаться. [1]
Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, т.к. только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.
XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра. Реформы Петра были подготовлены всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло рассрочиться на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять тихой постепенной работе времени, не подталкиваемой насильственно.
Таким образом, предпосылками реформ Петра Первого являются два важных аспекта: объективное отставание России от стран Европы и личность Петра Первого, сумевшего взять на себя ответственность принятия столь кардинальных решений.
Проект Михаила Сперанского и Конституция США
"Да, ваш статс-секретарь меня покорил. Не угодно ли вам, государь, променять мне этого человека на какое-нибудь королевство?" (Наполеон).
Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839г.) - сын сельского священника. Силой своей образованности добился расположения царя Александра I.
Он принимал участие в выработке европейской полити ...
Европейская политика России в 1813-20-х годах XIX в
Заграничный поход русской армии в 1813-1814 гг. Изгнание французов из России не означало окончания борьбы с Наполеоном. Он 232 по-прежнему держал в повиновении почти всю Европу и лелеял гегемонистские планы. Для обеспечения своей безопасности Россия продолжила военные действия и возглавила движение за освобождение европейских народов от ...
Просвещение и научные знания
Издавна на Украине существовало домашнее (семейное, родительское) обучение и воспитание детей. Детям передавались трудовой опыт и жизненная мудрость, красота родного языка, стремление к воле и братству. Люди стихийно стремились овладеть научными знаниями, опираясь на мгновековой опыт поколений. Это стихийное народное образование и накоп ...