Просвещение и научные знания
Издавна на Украине существовало домашнее (семейное, родительское) обучение и воспитание детей. Детям передавались трудовой опыт и жизненная мудрость, красота родного языка, стремление к воле и братству. Люди стихийно стремились овладеть научными знаниями, опираясь на мгновековой опыт поколений. Это стихийное народное образование и накопленные знания стали основой и начальным этапом познания жизни, наук, способствовали возникновению школ грамоты в далекие времена средневековья. Развивался украинский язык, который играл значительную роль в развитии просвещения и научных знаний, духовном прогрессе на Украине.
Первая украинская школа возникла в 1550 г. в местечке Красноставе (Восточная Галичина). Такие школы грамоты открывались тогда при церквях и монастырях, где появилось образованное духовенство. Но школ было мало, и они не могли обеспечить массу людей даже начальной грамотой.
Значительным центром школьного образования и науки на Украине стала Острожская греко-славянская школа (1578), которая поднялась до уровня академий того времени. В ней преподавались грамматика, арифметика, астрономия, музыка, греческий, латинский, польский и славянский (русский) языки. Первым ректором этой школы стал ученый-просветитель Герасим Смотрицкий, а преподавателями были Демьян Наливайко (брат народного героя), Василий Суражский, Тимофей Михайлович и другие образованные люди. Острожская школа давала среднее и высшее образование. В ней получил образование Петр Сагайдачный.
Острожская школа существовала до 1640 г. и оказала заметное влияние на дальнейшее развитие просвещения Украины, подготовила определенные условия для появления братских школ (т. е. школ, открываемых братствами) во Львове, Каменце-Подольском, Виннице, Луцке, Киеве и других городах. Первой была открыта братская школа во Львове (1586), а ее ректором стал Иов Борецкий, преподавателями — Стефан и Лаврентий Зизаний, Памво Беринда и др. Обучение в братских школах регламентировалось уставом («Порядок школьный»). В братских школах обучались дети шляхты, духовенства, мещан, казаков (преимущественно зажиточных).
С начала XVII в. центр просвещения на Украине переместился в Киев, где в 1615 г. была открыта братская школа и группировались ученые-просветители Иов Борецкий (переехал из Львова и стал ректором Киевской братской школы), Елисей Плетенецкий, Захария Копистенский, Тарас Земка, Мелетий Смотрицкий, Касиян Сакдвич и др. Рядом с братской школой на Подоле митрополит Петр Могила в Печерской лавре основал гимназию. В 1632 г. обе школы объединились в Киевский коллегиум, который сравнялся с иностранными высшими учебными заведениями. В коллегиуме получали знания по философии, истории, математике, астрономии и другим наукам. Преподавались славянский, греческий, латинский и польский языки. Киевский коллегиум имел значительное влияние на развитие просвещения на Украине, а также в Белоруссии, России, Молдавии, Сербии и других странах.
Преподаватели тогдашних школ создавали учебные пособия. Например, по «Грамматике славянской» (1619) Мелетия Смотрицкого обучались учащиеся русских, украинских и белорусских школ на протяжении почти 150 лет. М. В. Ломоносов называл ее «вратами учености».
В центрах просвещения — Остроге, Львове, Киеве развивалась наука, создавались книги по языкознанию, философии, астрономии, математике. Среди ученых известны имена профессоров Юрия Котермака, Павла Русина, Иннокентия Гизеля, Иосифа Кононовича-Горбацкого.
Острожская школа, Киевский коллегиум, братские школы одновременно были и центрами борьбы против наступления католицизма и униатства. На Украине организовывались католицкие и униатские школы с целью расширения там, среди населения католицизма и униатства. В частности иезуитские коллегиумы были в Львове, Луцке, Каменце-Подольском, Остроге и других городах. Они способствовали полонизации (ополячиванию) и окатоличиванию прежде всего украинской шляхты и магнатов. Но православные школы отстаивали право украинского народа на свой язык, культуру и духовную жизнь. Их деятельность имела большое значение в развитии просвещения и научных знаний на Украине.
Власть мятежников
В обращении руководства восстания «К населению крепости и города Кронштадта» говорилось: «Временный комитет озабочен, чтобы не было пролито ни одной капли крови». Накануне ночью радиостанция мятежников впервые вышла в эфир: «Всем! По воле кронштадтских матросов, красноармейцев и рабочих власть в Кронштадте без единого выстрела перешла в ...
«Перестройка» в общественно-политической жизни
Курс на «обновление общества». В середине 80-х годов к власти в стране пришла группа молодых, энергичных работников, ранее тесно сотрудничавших с Ю.В. Андроповым. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. Совет Министров СССР возглавил Н.И. Рыжков. М.С. Горбачев и поддерживающие его радикально настроенные полити ...
Общественно-политическая жизнь страны
Советское общество после войны. Завершение Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественнополитическое развитие общества. В течение трех с половиной лет из армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни около 8,5 млн. бывших воинов. На родину вернулись свыше 4 млн. репатриантов — военнопленные, угнанные в ...