Материальная культура. Быт и обычаи украинского народа
В эпоху феодализма материальная культура, быт и обычаи имели ярко выраженный классовый характер: имущественное неравенство, разделение общества на эксплуататоров-феодалов и эксплуатированных — крестьян, мещан и казаков обусловливали глубокое отличие в укладе их жизни.
Крестьяне, мещане и казаки строили свои жилища из дерева, соломы, камыша, глины. В хатах были кирпичные печи, в углу, как правило, деревянный стол, скамьи вдоль стен, нары (для сна) из нескольких досок, полка, где хранились деревянные ложки, глиняные миски, горшки и другая посуда, сундуки для одежды. Воду для питья держали в кадках или ведрах. Купались и стирали белье в деревянных корытах.
Во дворах возле хаты сооружались хозяйственные постройки: хлев для скота и лошадей с плетенными из лозы или деревянными яслями для их кормления, хлев для свиней, овец, клуни для хранения сена и соломы, амбары для зерна, земляные погреба, где сохранялись овощи, колодцы, откуда при помощи «журавля» брали воду.
Жилища и хозяйственные строения феодалов нередко строились из камня, они были просторные, с дорогой мебелью и утварью, а хозяйственные постройки рассчитывались на большое количество скота и лошадей, пожитков, зерна, продуктов питания, одежды.
Крестьяне, мещане и казаки обрабатывали землю плугами с железными лемехами и череслами, ралами, сохами, деревянными боронами. Для сенокоса использовались железные серпы и косы с деревянными грабками.
Кузницы были своеобразными заведениями, где изготовлялись железные орудия труда; они оборудовались горном для сжигания угля и воздуходувными мехами, а орудиями труда кузнецов служили наковальня, молот, молоток, щипцы, зубила, тиски и т. п. Во многих хозяйствах крестьян, мещан и казаков были свои прялки и ткацкие станки, на которых работали преимущественно женщины. « .Женщины,— свидетельствовал Гийом Биплан,— ткут лен и шерсть, делают из них полотно и ткани для ежедневного употребления». Орудиями труда столяров были топоры, пилы, сверла, долота, молотки, стамески и др.
Происходили изменения в средствах передвижения. Для перевозки тяжелых грузов (например, соли) на далекие расстояния изготовлялись крепкие деревянные возы — мажи. А для ежедневных выездов крестьяне и городские жители использовали более легкие возы, тарантасы, двуколки. Зимой выезжали на грузовых санях и легких санях - козырках. На реках плавали на лодках, выдолбленных из дерева. Феодалы пользовались роскошными каретами, рыдванами и колясками. Ездили также на оседланных лошадях, особенно когда дороги не позволяли выезд колесным транспортом.
Для защиты от врагов применялось различное огнестрельное (пушки, ружья, пистоли) и холодное (копья, сабли, кинжалы, молоты) оружие. Нередко крестьяне выходили на бой с врагами с косами и колами. Казачество было лучше вооружено и обучено владеть оружием.
Довольно разнообразными были в то время одежда и обувь. Крестьяне носили полотняные рубахи и штаны, сермяги, кожухи, кобеняки из грубого сукна, сапоги или лапти, иногда из коры деревьев. Одежда господ была богаче и шилась из тонкого сукна, меха, шелка, а обувь — из хромовой кожи, сафьяна.
Украинские крестьяне, мещане и казаки питались разнообразными мучными, крупяными, мясными, рыбными, молочными блюдами, пшеничным и ржаным хлебом. У бедняков преобладала растительная пища — капуста, лук, огурцы, тыква, свекла, ягоды, яблоки и т. п. В народной кухне готовились мясные и рыбные супы, галушки, ржаная саламата, компоты, пшенная и гречневая каши, лапша, кисель, окрошка. Однако обездоленным беднякам приходилось часто недоедать и даже голодать, ибо феодалы оббирали их. В то же время богачи употребляли различные мясные и рыбные блюда, жареных кур, гусей, уток, индеек, свиное и баранье мясо.
Народные массы страдали от многочисленных болезней и эпидемий, приносивших им много горя. Лечили болезни средствами народной медицины — травами, прогреванием на горячей печи, растиранием пораженных частей тела. На какую-то медицинскую помощь могли рассчитывать лишь феодалы, поскольку образованных врачей было в то время мало.
Издавна на Украине существовали обряды, которые сопровождали рождение ребенка, брак и свадьбу, похороны умерших. Особенно интересными были свадебные обряды: сватанье, венчание, свадебные игры. Свадьбы длились иногда по несколько дней. Браки феодалов больше заключались по материальному расчету, и они не соблюдали народных обычаев свадьбы. В Запорожской Сечи устанавливался обряд принятия новичков в казаки: куренной атаман испытывал сообразительность и ум, умение владеть оружием.
Соответственно народному календарю украинцы праздновали или отмечали циклы сельскохозяйственных работ: весеннюю пахоту, уборку хлеба (обжинки), завершение полевых работ, начало зимы. В крестьянском быту важное место занимали развлечения: вечерницы, посиделки, игрища на улице, а также религиозные праздники (рождество, пост, пасха, купала и др.). Они проходили по определенному ритуалу. Среди народа существовало немало поверий и предрассудков, веры в сверхъестественные силы — демонов, русалок, домовых.
Предпосылки и подготовка реформы 19 февраля 1855 года. Александр
II как реформатор
После смерти Николая I на Российский престол вступил, 19 февраля 1855 года Александр II.
Очень тяжёлое наследство досталось новому российскому самодержцу от своего отца. «Сдаю тебе мою команду, но к сожалению, не в том порядке как желал. Оставляю тебе много трудов и забот», - напутствовал перед смертью Николай I своего приемника.
В эт ...
Мария Петровна Буйносова-Ростовская
Малоизвестная царица XVII века — Мария Петровна Буйносова-Ростовская. Она была женой второго выборного царя, Василия Ивановича Шуйского, прозванного в народе полуцарем. В течение всего периода его четырехлетнего правления на престол претендовал якобы спасшийся «царь Дмитрий Иванович», бывший на самом деле вторым самозванцем Лжедмитрием. ...
Архитектура и изобразительное искусство
На Украине широкий размах приобрело строительство оборонных сооружений – замков, крепостей, валов вокруг городов и сел для защиты от нападений турецких войск и крымско-татарских орд. Местные феодалы использовали свои замки для личной безопасности и для того, чтобы держать в повиновении крестьян-крепостных. Украинские мастера строили пре ...