Измерение времени и его влияние на жизнь людей
Страница 1

История » Особенности измерения мер, весов, денег и времени османами » Измерение времени и его влияние на жизнь людей

Вскоре после взятия Константинополя 29 мая 1453 г. появилось множество самых разнообразных текстов с легендарными историями о возникновении османской столицы. В одном из них имеется введение, в котором говорится, будто Мехмед II, изумленный красотами завоеванного города, попросил византийских священников и ученых рассказать ему его историю. Нижеследующий текст приписывается их труду.

До последних лет полагали, что это повествование представляет собой сборник византийских описаний, переведенных или скомпилированных турецким автором и предназначенных в таком виде для турок. Между тем это не так. Недавние исследования показали, что в этом труде не прослеживается византийской традиции, за исключением фрагментарных эпизодов, где все равно преобладают арабские традиции. Этот рассказ был составлен из огромного числа разрозненных элементов и выдуманных событий.

Изучая историю основания новой османской столицы, мы обнаруживаем, что османы интересовались своим прошлым, понимали течение времени и роль, которую они в нем играли . Чтобы убедиться в этом лишний раз, достаточно посмотреть на многочисленные надписи, покрывающие большинство общественных зданий — фонтаны, медресе, мечети и, в особенности, надгробные сооружения, на которых указаны, как правило, точные даты смерти почивших. Обозначение этих дат, иногда в форме хронограмм, показывает, какая важность придавалась времени и событиям. К тому же на всех рукописях в начале или в конце текста упоминается дата его создания или переписки.

Такое понимание проходящего времени усиливается мусульманской религией. В самом деле, повседневная жизнь всех мусульман — а турки были последовательными мусульманами, искренними ревнителями веры — размерена не только криками муэдзина, призывающего правоверных пять раз в день на молитву, но и в течение всего года религиозным укладом жизни. Ритуальные предписания обязывают жителей присутствовать на большой пятничной молитве, принимать участие в великих празднествах и традиционных церемониях, которыми изобилует мусульманский календарь. Было бы также немыслимо не соблюдать дневной пост на протяжении всего месяца рамадана и не ждать конца дня, когда барабанной дробью и пушечными выстрелами объявят конец воздержания после захода Солнца за горизонт. Изучение движения Луны и Солнца также позволяет определять время.

Османское государство в течение всего года отмечает время официальными церемониями (торжественное отплытие османского флота, отправление каравана с паломниками в Мекку) и праздниками: приход к власти нового султана, рождение наследника престола, вступление в брак принцессы и т.д. И в отправлении султанской власти прослеживается строгое датирование. Каждое указание султана (фирман) фиксируется; к тому же все акты монарха регистрируются в религиозном суде. Расходы на содержание дворца, присвоение тимаров и иных видов поместий тщательно заносятся в учетные реестры государственных финансовых уполномоченных (дефтердар).

На протяжении веков османы умели сохранять и комбинировать лунный и солнечный календари. Хотя мусульманская религия предписывает использование первого, второй также достаточно распространен. Например, каждый год 21 марта празднуется весеннее солнцестояние (повруз), событие светского характера, означающее наступление весны и отмечаемое иранскими народами. В сельской местности 5 и 6 мая проходили празднества, известные под названием Хидреллез, от соединения имен Хи-зир и Ильяс (Илья). Эта календарная практика, отмечавшая сближение Солнца с созвездием Плеяд, пришла из тюркско-монгольских земель. Имея экономику, основанную, главным образом на сельском хозяйстве, османскому государству не оставалось ничего, кроме как принять солнечный календарь. Времена года определяют не только ведение сельского хозяйства. Торговля, и соответственно таможенные поступления, а также добыча полезных ископаемых не меньше зависят от них.

Говорить о времени — значит задаться вопросом о том, как его измерять (календарь, исчисление часов) , а также изучить, как оно влияет на жизнь человека (распорядок дня, различные этапы жизни). Какой бы продолжительности она ни была: высокая детская смертность и болезни — особенно вызванные эпидемиями чумы и желудочно-кишечными заболеваниями, самыми распространенными и смертоносными, — представляют собой, в тот период, самые крутые препятствия на пути Времени.

Османы приняли мусульманский календарь, называемый хиджра, основанный на лунных циклах. В виде исключения применялись и другие календари. В эпоху Мехмеда II кое-где еще встречается календарь двенадцати животных, китайской природы. Отметим также, что в регионах, где преобладает сельское хозяйство, крестьяне сохраняют приверженность солнечному календарю, по которому также оформляются договоры аренды государственного имущества.

Мусульманский год, всегда завершающийся в новолуние, состоит из двенадцати лунных месяцев по 29— 30 дней. В високосные годы последний месяц, зилхид-же, включает в себя 30 дней вместо 29. В году насчитывается 354 или 355 дней, т.е. на 11 дней меньше, чем в григорианском солнечном календаре. Год, таким образом, может начинаться весной, летом, осенью и зимой; религиозные праздники каждый год наступают на 10—12 дней раньше, а рамадан и паломничество совпадают с григорианским календарем каждые 36 лет.

Страницы: 1 2

Определение «арменоидного»антропологического типа
Понятие "арменоидов", или "арменоидного типа", было введено в антропологию в конце прошлого века. Вначале этот тип называли "ассироидным", так как считали, что он лучше всего представлен на ассирийских барельефах, Позже было замечено, что ассирийская скульптура является лишь частью намного более широкого я ...

СССР и Германия накануне второй мировой войны. Пакт о ненападении
СССР оказался перед угрозой войны на два фронта. Летом 1938 г. развернулись бои с японцами у озера Хасан. В марте 1939 г. Германия оккупировала всю Чехословакию, а в июле 1939 г. начались новые сражения с японцами в Монголии, на реке Халхин-Гол. Германия тоже опасалась войны на два фронта. Ее интересы временно совпадали с интересами ССС ...

Реформа системы образования
Реформа системы образования была довольно радикальной для второй половины XIX в. В 1863 г. был введен новый университетский устав, согласно которому ректор, профессора и доценты избирались на вакантные должности советом университета. Этим провозглашалась автономия университетов, они стали меньше зависеть от министерства народного просве ...