Отсчет и измерение времени
Страница 1

Для мусульман день делится на две половины по двенадцать часов. Отсчет времени ведется от захода солнца — это ноль часов. Поскольку заход солнца наступает день ото дня то раньше, то позже, идеальные часы нужно было бы подводить каждый вечер. Семидневная неделя начинается в воскресенье. В то же время, предназначенная для молитв пятница считается выходным днем.

Бедный или богатый, высокопоставленный чиновник или скромный ремесленник, мусульманин — и, никуда не денешься, немусульманин — видит перед собой день, разграниченный молитвами, точнее призывом муэдзина к пяти ежедневным молитвам. Три молитвы посвящены восходу солнца, его зениту и закату и позволяют мусульманину, как и немусульманину, приспособить свои дневные заботы к такому расписанию; время после полудня прерывается молитвой икипди, которая дает передышку в каждодневных тяжелых трудах; и наконец, наступает пятая и последняя молитва (йятси), которая приносится уже у себя дома через час-два после захода солнца. Поскольку призыв к молитве зависит от движения солнца, летом рабочий день длиннее, чем зимой, так как к делам приступают с рассветом, а завершают на исходе дня.

Для измерения прохождения времени османы использовали две системы, унаследованные от античности. С одной стороны, это солнечные часы, которые повсюду на фасадах мечетей; с другой — водяные часы (клепсидра, градуированные сосуды, которые пропускают точно отмеренное количество воды) внутри мечетей и коранических школ.

Заметим, что европейские механические часы, производство которых началось в XIV в., очень рано заинтересовали османов. В XVI в. настенные и наручные часы европейского производства — некоторые из них были изысканными подарками — широко использовались в империи, и там даже изготавливались их местные копии. Самым замечательным мастером-часовщиком был Мехмед Таджуддин (1520—1585), трактат которого о часах с гирями и на пружинах, написанный в середине века, занимает важное место в этой науке.

Далеко не все инструменты для часового дела в Османской империи импортированы из Европы. С 1630 по 1700 г. в Стамбуле, в квартале Галата, действует гильдия европейских часовщиков, качество изделий которых отвечает стандартам швейцарских и английских мастеров, но их богато декорированные часы предназначаются для турецкого рынка. С XIX в. в больших имперских мечетях устанавливается большое количество настенных часов, а в центре городов сооружают часы для общественного пользования.

Существует должность муваккит, буквально «определяющий время»; это лицо, прикрепленное к мечети, и в его обязанность входит предупредить муэдзина, что настало время призывать правоверных к молитве. Он занимает ложу, муваккит-хапе, возвышающуюся над улицей или воротами при входе в мечеть. Муваккит составляет также специальные календари, называемые имсакийе, в которых указывается время молитв и окончания поста (ифтар) в течение месяца рамадана; он также каждый год составляет гороскопы и карманные альманахи (так-вим), в которых отмечаются «счастливые» и «несчастливые» дни; специально отмечены дни, благоприятные для начинания дел, покупки рабов, вступления в брак, путешествий и т.д.

В XVII в. самый знаменитый муваккит пребывал в султанской мечети Байязида в Стамбуле, вблизи Большого базара. Именно он определяет время для всего города; ему, перед каждым отплытием в море, наносят визит капитаны судов для того, чтобы настроить корабельный хронометр и другие навигационные приборы.

Страницы: 1 2

Германия в IX-XI вв.
В IX веке в состав Германии входили герцогства Саксония, Тюрингия, Франкония, Швабия и Бавария, в начале X века к ним была присоединена Лотарингия, в начале XI века - королевство Бургундия и Фрисландия. Все эти земли сильно отличались друг от друга по этническому составу, языку и уровню развития. Однако в целом феодальные отношения в э ...

VIII – IX века в истории славянства. Культура, религия и быт
В родовых общинах Древнерусского государства главой родовой общины являлся отец. Но каким же образом поддерживается единство рода если умрет его глава? Оно поддерживалось восстановлением отеческой власти, один из старших родичей занимал отеческое место. Одна из старых песен говорит: “Когда умрет глава рода, то все дети сообща владеют им ...

Введение. Краткая характеристика эпохи
16 век - период демографического и хозяйственного подъема, выразившегося в росте народонаселения, увеличении массы драгоценного металла на денежном рынке (благодаря все возраставшему притоку золота и серебра из испанских владений в Америке и улучшению технологии добычи серебра в Германии), расширении международной торговли, росте продук ...