Методы датировки в археологииСтраница 2
Важнейшей частью стратиграфии является фиксация всех находок, необходимая для того, чтобы в дальнейшем можно было восстановить их последовательность.
Второй основополагающий метод археологии – типологический.
Он основывается на объединении находок в типологические ряды – серии вещей, имеющих один или несколько повторяющихся или прогрессирующих признаков. Для установления даты типа необходимо иметь некоторую серию опорных комплексов, содержащих вещи этого типа. Отрезок времени, ограниченный крайними датами в этой серии, и будет определять дату типа. Очевидно, что надежность и достоверность такой даты прямо зависит от числа использованных опорных комплексов. При достаточном количестве комплексов истинность даты группы может быть проверена по характеру распределения дат комплексов. При статистически достаточном количестве однотипных вещей можно с некоторой вероятностью вычислить интервал, в течение которого данный тип находился в обиходе.
Задачу, аналогичную датировке типов вещей, представляет собой датировка признаков. Разница в том, что вместо датированных комплексов используются даты групп вещей, обладающих этим признаком. Это важно не только для изучения эволюции вещей, но и для датирования отдельных артефактов, не представленных или недостаточно представленных в датированных комплексах. Особую роль это играет при датировании сложных уникальных предметов и случайных находок, которые через комплекс вообще не могут быть датированы. В последнем случае датировка сводится к процедуре датирования признаков, т.к каждая вещь может быть представлена как их совокупность.
Историко-филологические методы предполагают возможность определения хронологической принадлежности древней вещи по ее художественным особенностям. Основные принципы изучения памятников древнего искусства были разработаны во второй половине XVIII в.И. Винкельманом. Суть этих принципов в их современном понимании состоит в том, что для каждой исторической эпохи и даже для отдельных периодов и культур существовали свои особенности художественного творчества, присущие только данной эпохе, данной культуре, данному этносу. В принципе всегда можно указать конкретные признаки художественной культуры данного периода или этноса. Но научный метод состоит не в характеристике каждого отдельного случая, а в нахождении общих правил такого распознавания. Выразительные особенности (стилистические признаки) различных древних культур и эпох хорошо прослеживаются при сравнении одинаковых по содержанию образов.
Одни и те же образы в разных культурах и в разные периоды создавались различными выразительными средствами. И наоборот, в рамках одной художественной традиции для создания разных по содержанию образов использовались очень близкие или даже одинаковые изобразительные элементы. Это почти неизменные детали, из которые складываются изображения. Разделяя мысленно или на бумаге изучаемые изображения на такие блоки, археолог ищет подобные элементы в других уже датированных материалах, определяя на этом основании дату предмета исследования.
На сходстве или идентичности артефактов основана также датировка по аналогиям.
Этот метод немецкий археолог Эггерс назвал "методом домино": комплексы с одинаковыми вещами выстраиваются в длинную цепочку как костяшки домино. Например, кувшины с одинаковыми признаками были найдены в слоях III периода микенской культуры в Греции и в памятнике XIV-XII вв. до н.э. в Египте. В нем же вместе с микенскими кувшинами были обнаружены бронзовые фибулы в виде английской булавки. Такие же фибулы найдены в Германии, в Тироле, вместе с керамическими урнами, имеющими три вертикальные ручки. Близкие по форме урны известны в находках на южном побережье Балтики. Таким образом, вся эта цепочка вещей и комплекс может быть датирован XIV-XII вв. до н.э.
Внешняя политика России в конце XIX в
Берлинский конгресс выявил новую расстановку европейских сил.
Победе анпю-австрийского блока помогла позиция Германии. Это способствовало закреплению австро-германского сближения. В то же время со всей очевидностью проявилась полная несостоятельность русской ориентации на Германию и Союз трех императоров. Россия была вынуждена искать н ...
Первый
основной этап войны.
Союзные силы вначале включали Россию, Францию, Великобританию, Сербию, Черногорию и Бельгию и обладали подавляющим превосходством на море. Антанта располагала 316 крейсерами, а у немцев и австрийцев их было 62. Но последние нашли мощное средство противодействия – подводные лодки. К началу войны армии Центральных держав насчитывали 6,1 ...
А.Л. Ордин-Нащекин как государственный деятель
Важную роль в развитии экономической политики и системы государственного управления середины XVII в. сыграл Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащекин (ок. 1605—1680) — сторонник укрепления централизованного аппарата государственного управления, активно выступавший против боярского местничества и заботившийся об улучшении организации управлени ...

