Россия в конце XVII — первой четверти ХVIII в. Петровские
преобразованияСтраница 3
Воцарение Петра. В годы правления Софьи Петр и его мать жили преимущественно в подмосковных селах Преображенском, Коломенском, Семеновском. С трех лет Петр начал учиться грамоте у дьяка Никиты Зотова, но систематического образования он не получил (в зрелые годы Петр писал с грамматическими ошибками). Еще подростком царевич обнаружил склонность к военному делу. Для военных игр Петра в «потешные» полки были собраны ребятишки из двух дворцовых сел — Преображенского и Семеновского, которые впоследствии превратились в одноименные первые гвардейские регулярные полки, представлявшие собой внушительную военную сипу. Другим любимым детищем Петра стал флот. Сначала на Яузе, а затем на ближайшем от Москвы крупном водоеме — Плещеевом озере у города Переяславля-Залесского — закладывались основы будущего российского флота. Жажда познаний, стремление к самообразованию позволили одаренному от природы Петру встать на уровне самых просвещенных людей того времени. Он поражал современников не только ростом (204 см) и силой, но и интеллектом, и знаниями.
В 1689 г. Петр женился по совету матери на боярской дочери Евдокии Лопухиной. После женитьбы Петр считался совершеннолетним и имел все права на престол; столкновение с Софьей и ее сторонниками стало неизбежным. Москва была полна слухов о приготовлениях к схватке как стрельцов, так и «потешных».
Августовской ночью 1689 г. Петр был разбужен в Преображенском одним из своих сторонников с сообщением о том, что стрелецкие полки подняты по тревоге и готовы схватить его. Петр ускакал в ТроипеСергиев монастырь. Последствием пережитых ужасов этого и прежних стрелецких выступлений была болезнь Петра: при сильном волнении у него начинались конвульсивные движения лица. Вскоре в монастырь с развернутыми знаменами пришли вызванные Петром верные Преображенский и Семеновский полки. Петра поддержали многие бояре и дворяне, московский патриарх и даже несколько стрелецких полков. Софью, оказавшуюся в изоляции, заключили в Новодевичий монастырь в Москве, руководитель стрельцов Ф. Шакловнтый был казнен, В.В. Голицын отправлен в ссыпку. Трон перешел к Петру. Со смертью царя Ивана (1696) установилось единовластие Петра.
Азовские походы. Важнейшей задачей, стоявшей перед Петром, было продолжение войны с Крымом. В 1695 г. русские войска осадили Азов (турецкую крепость в устье Дона), но из-за недостатка вооружения, слабой выучки, плохо подготовленной осадной техники и отсутствия флота взять Азов не удалось.
Потерпев неудачу под Азовом, Петр со свойственной ему энергией принялся за строительство флота. Флот строился на реке Воронеж у впадения ее в Дон. В течение года было сооружено два крупных корабля, 23 галеры и более тысячи барок и мелких судов, спущенных вниз по Дону. Вдвое была увеличена сухопутная армия. В 1696 г., блокировав Азов с моря, русские войска овладели городом. С целью закрепления русских позиций на Азовском море была сооружена крепость Таганрог.
Петр понимал, что со взятием Азова война еще не закончена. С целью лучше узнать расстановку сил, укрепить положение России и союз европейских держав против Турции в Европу было организовано так называемое «великое посольство». Кроме того, Петр стремился наладить торговые, технические и культурные связи с развитыми европейскими державами, получить представление об их образе жизни.
«Великое посольство». Весной 1697 г. посольство из 250 человек двинулось в путь. В его составе под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова находился сам Петр, а также несколько молодых дворян, которым предстояло обучиться военному делу и кораблестроению. Путь посольства лежал через Ригу и Кенигсберг в Голландию, бывшую в то время крупнейшей морской державой Европы (флот ее составлял 4/5 всего европейского флота), и Англию. Из Англии посольство возвратилось в Голландию, затем оно посетило Вену. В дальнейшем предполагалось направиться в Венецию.
Кроме переговоров и выяснения расстановки сил в Европе, Петр много времени посвятил изучению кораблестроения, военного дела, знакомству с передовой военной техникой, различными сторонами жизни европейских стран. Он посещал верфи и арсеналы, мануфактуры и школы, монетные дворы и крепости, театры и музеи, парламент и обсерваторию. В течение нескольких месяцев Петр сам работал в качестве плотника на верфях Ост-Индской компании в Голландии, осваивая корабельное дело, и получил соответствующий диплом плотникакорабела. Построенный при участии царя корабль «Петр и Павел» несколько раз ходил в Ост-Индию.
В ходе «великого посольства» Петр убедился, что сложилась благоприятная внешнеполитическая обстановка в борьбе за Балтику, так как крупнейшие европейские государства были заняты предстоящей войной за испанское наследство (1701-1714) — борьбой за обширное владение в Европе и Америке в связи с отсутствием прямого наследника после смерти испанского короля Карла П. Петр хорошо понимал, что именно через Балтийское море возможно установление прочных связей с развитыми странами Европы.
Реформа сословного устройства русского общества
Петр 1 ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для этого нужно было распространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей, которые ставил перед собой Петр1. Между тем, дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию ...
Стремясь скрыть позор…
Согласно Кормчей[3] книге, женщина считалась виновной в убийстве, когда оставляла младенца на дороге или в каком-либо безлюдном месте. Наказанием для нее было церковное покаяние. Однако такое наказание не было действенным. Наказывали и ссылали, как женщин, убивавших младенца, так и произведших изгнание плода. Наказание максимально ужест ...
Либерализация внешнеполитического курса
Международные связи в 50-е годы. Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской «оттепели» велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. С начала 50-х годов в США действовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отнош ...