Внутренняя политика в первой половине XIX вСтраница 2
В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике все больше ощущалась консервативная тенденция. По имени ее проводника она получила название «аракчеевщина». Эта политика выразилась в дальнейшей централизации государственного управления, в полицейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия, в «чистке» университетов, в насаждении палочной дисциплины в армии. Наиболее ярким проявлением политики графа А.А. Аракчеева стали военные поселения - особая форма комплектования и содержания армии.
Цель создания военных поселений - добиться само обеспечения и сомовоспроизводства армии. Облегчить для бюджета страны тяжесть содержания огромной армии в мирных условиях. Первые попытки их организации относились к 1808-1809 гг., но в массовом порядке оно начали создаваться в 1815-1816 гг. В разряд военных поселений переводились казенные крестьяне Петербургской, Новгородской, Могилевской и Харьковской губерний. Здесь же расселяли солдат, к которым выписывались и их семьи. Жены становились поселянками, сыновья с 7 лет зачислялись в кантонисты, а с 18 лет в действительную военную службу. Вся жизнь семьи крестьянина была строго регламентирована. За малейшее нарушение порядка следовало телесное наказание. Главным начальником над военными поселениями был назначен А.А. Аракчеев. К 1825 г. около трети солдат было переведено на поселение.
Однако затея с самоокупаемостью армии провалилась. На организацию поселений правительство тратило огромные деньги. Военные поселяне не стали особым сословием, расширившим социальную опору самодержавия, наоборот, они волновались и бунтовали. Правительство от этой практики в последующие годы отказалось. Александр I умер в Таганроге в 1825 г. Детей у него не было. Из-за неясности в вопросе о престолонаследии в России создалась чрезвычайная ситуация - междуцарствие.
Годы царствования императора Николая I (1825-1855) справедливо расценивается как «апогей самодержавия». Николаевское царствование началось расправой над декабристами и закончилось в дни обороны Севастополя. Замена наследника престола Александром I явилось неожиданностью для Николая I, которого не готовили к управлению Россией.
6 декабря 1826 г. императором создается первый Секретный комитет, во главе которого стал председатель Государственного совета В.П. Кочубей. Первоначально комитет разрабатывал проекты преобразования высшего и местного управления и закона «о состояниях» т. е. о правах сословий. Предполагалось рассмотреть и крестьянский вопрос. Однако на деле каких либо практических результатов работа комитета не дала, и в 1832 г. комитет прекратил свою деятельность.
Николай I ставил задачей сосредоточить в своих руках решение как общих, так и частных дел, минуя соответствующие министерства и ведомства. Принцип режима личной власти воплотился в Собственной Его Императорского величества канцелярии. Она разделилась на несколько отделений, вмешивавшихся в политическую, общественную и духовную жизнь страны.
Кодификация российского законодательства была поручена возвращенному из ссылки М.М. Сперанскому, который намеревался собрать и классифицировать все имевшиеся законы, создать принципиально новую систему законодательства. Однако, консервативные тенденции во внутренней политике ограничили его более скромной задачей. Под его руководством были обобщены законы, принятые после Соборного Уложения 1649 г. Их опубликовали в «Полном собрании законов Российской империи» в 45-ти томах. В отдельный «Свод законов» (15 томов), были помещены действующие законы, которые соответствовали правовому положению в стране. Все это было направлено так же на усиление бюрократизации управления.
В 1837-1841 гг. под руководством графа П.Д. Киселева была проведена широкая система мероприятий – реформа управления государственными крестьянами. В 1826 г. был создан комитет по устройству учебных заведений. В его задачи входило: проверка уставов учебных учреждений, выработка единых принципов просвещения, определение учебных дисциплин и пособий. Комитет разработал основные принципы политики правительства в области образования. Законно они были закреплены в Уставе низших и средних учебных заведений в 1828 г. Сословность, замкнутость, оторванность каждой ступени, ограничение в получении образования представителями низших сословий, создавали сущность созданной системы образования.
Реакция обрушилась и на Вузы. Их сеть, тем не менее, была расширена в связи с потребностями в квалифицированных кадрах чиновников. Устав 1835 г. ликвидировал университетскую автономию, ужесточил контроль над попечителями учебных округов, полиции и местного самоуправления. Министром народного просвещения был в это время С.С. Уваров, который в проводимой политике стремился совместить «охранительство» Николая I с развитием просвещения и культуры.
Киевская Русь (IX- нач XII
в)
В конце VIII-начале IX вв. на восточнославянской территории сложились условия для формирования раннефеодального государства. за местной знатью оставалось право приглашения князя, сбора государственных доходов и пр. Рюрика за определенное жалование пригласили исполнять обязанности судьи, определили ему территорию для проживания, оговорил ...
Становление русского централизованного государства. Возникновение
древнерусского
государства
Длительное время главенствующей оставалась норманнская теория происхождения древнерусского государства, но сейчас можно утверждать, что до появления выходцев из Скандинавии на территории Украины, Белоруссии, России согласно “Повести временных лет” существовали если не государства, то достаточно большие восточнославянские объединения: по ...
Превращение концепции в идеологическую доктрину
Московского государства
Во второй половине XV века вся Русская земля составила две большие государственные группы земель – восточную под управлением Московских самодержцев и западную под властью литовско-польского правительства. Русская Церковь тоже разделилась на две митрополии – Московскую и Киевскую. Политическое торжество Москвы совпадает по времени с перв ...