Протестантские школы
Страница 1

Со второй половины 16 в. намечаются изменения в системе образования. Значительное влияние на развитие просвещения конца 16 –середины 17 в. оказало реформационно-гуманистическое движение, которое содействовало прогрессивному развитию школьных традиций. В этот период на территории Беларуси появляются наиболее прогрессивные для того времени братские и протестантские школы. Сеть кладовка: online ваша кладовка www.skladovka.ru.

Протестантское движение на Беларуси выдвинуло ряд выдающихся деятелей. Последователем Лютера и активным проповедником его идей становится Авраам Кульва. Он проповедовал идеи лютеранства в Вильни (с 1539 г.) и др. городах, распространял книги, организовал школу, в которой было подготовлено около 60 проповедников лютеранства. Кроме него, лютеранские идеи в Беларуси с 1550 г. распространял Ян Винглер. Что касается просвещения и образования, то в этом направлении ими высказывались предложения, что все дети должны учиться. В качестве учебных дисциплин должны преподаваться не только религия, языки, но и диалектика, риторика, математика, история, музыка, природоведение.

В лютранских школах преподавался катехиз, грамматика, арифметика. Большое внимание обращалось на изучение языков. Значительное место придавалось польскому языку. В школах для белорусов изучался “русский”( белорусский) язык. Однако лютеранство на Беларуси не было широко распространено и школах этой направленности существовало немного.

Организовывали свои школы и кальвинисты. Это делала практически каждая община. Они издавали книги, содействовали изучению родного языка. Самое главное отличие протестантских школ от католических заключалось в содержании обучения. В протестантских школах обращалось внимание на изучение математики, истории, географии, природоведения. В 70-е гг. 16в. в Беларуси насчитывалось 163 кальвинистских собора, при которых существовали школы (Бресте, Несвиже, Минске и др. гор.).

В начальной школе было 3 наставника: ректор, его помощник и кантор. Кроме названных выше дисциплин давались знания по белорусскому, латинскому языкам, изучался катехизис.

Одной из наиболее известных кальвинистских школ была Виленская, созданная в серед. 16 в. По уровню знаний эта пятиклассная школа приравнивалась к гимназии. Одно время школу даже хотели преобразовать в университет. С 1558 по 1560 гг. тут преподавал катехизис Симон Будный.

Известна была также кальвинистская школа в Слуцке, созданная в 1617 г. Яна являлась своего рода гуманитарным лицеем. Основными предметами в школе являлись: филологические науки, математическим уделяли значительно меньше внимания. Изучали латинский и греческий языки (их считали основными во всей системе образования и изучали с начального до старшего класса)и литературу (Вергилия, Горация, Теренция, Цицерона), также изучались польский, немецкий, древнееврейский языки, этика, риторика, история, право, математика, физика. В старшем классе большее внимание уделялось истории и логике.

В 1628 г. был издан статут этого учебного заведения, авторами которого стали учителя данной школы. В него было внесено: распорядок занятий, сетка часов, программа 4 классов, обращение к читателю, краткая аннотация занятий, методические рекомендации, описание внеклассных занятий, правила для учителей и учеников. В статуте также описывалась методика опрашивания и аттестации. В ответах учеников более всего ценилась самостоятельность выводов и оценок. Между учениками проводились состязания. В младших классах ученики соревновались в цитировании слов и афоризмов, чтении псалмов, в написании букв. В старших для данной цели проводились театральные представления.

Время обучения в каждом классе - 2 года, классов насчитывалось 4 – причем, четвертый – младший, третий – средний, второй и первый – старшие.

Большинство учеников Слуцкой школы становились после окончания кальвинистскими священниками. Наиболее способные поступали в европейские университеты и после этого работали преподавателями кальвинистских школ.

Страницы: 1 2

Россия в XVII веке
Необходимой предпосылкой для выхода из глубокого кризиса являлась стабилизация внешнеполитического положения страны, прекращение иностранной интервенции. В 1613г. на оккупированных Швецией Северо-западных землях началось народное движение против захватчиков. Были освобождены некоторые города: Тихвин, Порхов, Гдов. В Россию были направле ...

Детство и юность Ивана III
Иван III родился 22 января 1440 года. Он происходил из рода московских великих князей. Его отцом был Василий II Васильевич Темный, матерью - княжна Мария Ярославна, внучка героя Куликовской битвы В.А. Серпуховского. Через несколько дней после рождения мальчика, 27 января, церковь вспоминала «перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста» ...

Восстание декабристов
Oтeчecтвeннaя вoйнa 1812 г. и зaгpaничныe пoxoды coздaли в pyccкoм oбщecтвe и в apмии выcoкий пaтpиoтичecкий пoдьeм, a длитeльнoe пpeбывaниe зa гpaницeй oзнaкoмилo интeллигeнтныe кpyги pyccкoгo oфицepcтвa c идeйными тeчeниями paзныx eвpoпeйcкиx cтpaн. Mыcли Пpocвeщeния и Фpaнцyзcкaя peвoлюция, a тaкжe pyccкaя caмoдepжaвнo-кpeпocтничecкa ...