Утверждение абсолютизма. Принятие императорского титула. Создание Сената,
замена приказов коллегиями. Губернская реформаСтраница 1
В первой четверти XVIII в. в России проведены реформы в области управления. Основной смысл этих преобразований заключается в создании административной системы, проникнутой идеей централизма и всецело подчиненной верховной власти. Россия стала абсолютной монархией.
В 1708 – 1710гг. была проведена реформа органов власти на местах – областная реформа. Причиной ее был подъем классовой борьбы горожан и крестьян, на плечи которых вся тяжесть реформ. Во главе Петербургской и Азовской губернии стояли генерал-губернаторы Меньшиков и Ф. Апраксин. Остальными управляли губернаторы, в руках которых находились вся полнота административно-полицейской и судебной власти. Губернаторы также ведали сыском беглых крестьян, производили рекрутские наборы, обеспечивали провиантом рекрутские полки, ведали сбором налогов. Губернская реформа нанесла удар по приказной системе. Многие приказы прекратили свое существование, их обязанности перешли к губернской администрации.
Указом 22 февраля 1711г. был учрежден новый государственный орган – Правительствующий сенат. Все его члены были назначены царем из числа его непосредственного окружения (Трое являлись представителями знати – князья М.В. Долгорукий, Г.И. Волконский, П.А. Голицын, трое бывшие члены Боярской думы и трое из дворян). Все назначения отставки сенаторов происходили по именным царским указам.
Сенат не прерывал своей деятельности и был постоянно действующим государственным органом. Сенат учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого входило: отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства. Таким образом, Сенат был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом. Указом от 27 апреля 1722г. «О должности Сената» Петр 1 дал подробные предписания по важным вопросам деятельности Сената, регламентируя состав, права и обязанности сенаторов, установил правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором.
Структура Сената складывалась постепенно. С начала Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, позже в его составе сформировалось два отделения: Расправная палата – по судебным делам, и Сенатская контора по вопросам управления. У Сената была своя канцелярия, которая делилась на несколько столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный. До учреждения Сенатской конторы она была единственным исполнительным органом Сената.
В состав Расправной палаты входили два сенатора и назначаемые Сенатом судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о текущих делах, штрафах и розысках. Приговоры Расправной палаты могли быть отменены общим присутствием Сената.
Сенатская контора в Москве учреждена 12 января 1722г. «для управления и исполнения указов». В ее состав входили: сенатор, два асессора, прокурор. Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, в том числе исполнение непосредственно полученных из Сената указов, контроль исполнения указов, посылаемых Сенатом в губернии. У Сената были вспомогательные органы, в составе которых не было сенаторов, такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары.
В 1720г. при Сенате была учреждена должность ради «приема челобитен», получившая название рекетмейстера, в обязанности которого входил прием жалоб на коллегии и канцелярии.
В 1722г. последовало назначение на должность герольдмейстера, в обязанности которого входило составление списков всего государства, дворян, наблюдением за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3.
Учреждение института фискалов и прокуратуры в системе органов государственной власти в I четверти XVIII в. было одним из явлений связанных с развитием абсолютизма. Указами от 2 и 5 марта 1711г. предполагалось «учинить фискалов во всяких делах». Фискалитет состоял при Сенате, который «ведал фискалов». Одновременно фискалы были и доверенными лицами царя. Последний назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним.
Указ от 17 марта 1714г. наметил компетенцию фискалов: проведывать про все, что «к вреду государственному интересу быть может»; докладывать «о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунте», «не вкрадываются ли в государство шпионы», а также борьба со взяточничеством и казнокрадством. Основной принцип определения их компетенции – «взыскание всех безгласных дел».
Восточный кризис и Русско-Турецкая Война 1877-1878 гг
После отмены основной статьи Парижского мирного договора о нейтрализации Черного моря Россия вновь получила возможность оказывать более активную поддержку народам Балканского полуострова в борьбе против османского ига.
Первый этап восточного кризиса 70-х годов XIX в. В 1875 г. вспыхнуло восстание в Боснии и Герцеговине. Вскоре оно расп ...
Социально-экономическое развитие в XVII веке. Россия после смуты
Преодоление «великого московского разорения», восстановительный процесс после смуты занял примерно три десятилетия и завершился к середине столетия. Генеральная линия русской истории проходила по пути дальнейшего укрепления крепостнических порядков и сословного строя.
Территория и население. Территория России в XVII в. по сравнению с X ...
Боевые действия Морской авиационной группы Новороссийского оборонительного
района.
Эта группа была создана 17 августа директивой командующего Северокавказским фронтом из 112 самолетов типа Ил-2, [68] МБРР-2, Ут-1б, И-16 и И-15, базировавшихся на аэродромах Мысхако, Гайдук и Геленджик. Командующим группой был назначен генерал-майор П.П. Квадэ. Задачей группы являлось нанесение бомбардировочных и штурмовых ударов по вой ...