Усиление империалистического гнета и рост демократического движения в КитаеСтраница 2
Учитывая начавшееся в Китае массовое антияпонское движение и отрицательное отношение России, Англии и США к пятой группе требований, японское правительство вынуждено было отказаться от большей их части и объявить их «пожеланиями». 9 мая 1915 г. Юань Шикай заявил о принятии четырех групп японских требований. Этот день вошел в историю Китая как «день национального позора».
Навязав Китаю кабальные соглашения, японский империализм значительно усилил там свои позиции. Это, в свою очередь, вызывало обострение империалистических противоречий между Японией и другими державами, и особенно японо-американских противоречий. Но империалисты выступали единым фронтом против демократического движения китайского народа.
После 9 мая 1915 г. усилилось массовое движение протеста против японской агрессии. Начался бойкот японских товаров.
Американские империалисты полагали, что, подавив с помощью японцев демократическое движение китайского народа, они сумеют, опираясь на свое экономическое превосходство, подчинить себе весь Китай, вытеснить оттуда конкурентов. Американские монополии рассчитывали реализовать свои планы при содействии реакционной клики помещиков, милитаристов и компрадоров, возглавляемой Юань Шикаем, который стремился к реставрации монархии, мечтал стать новым богдыханом.
Одним из главных вдохновителей этих планов был советник Юань Шикая по конституционным вопросам американский профессор Ф. Гудноу. В июле 1915 г. Гудноу опубликовал специальный меморандум по вопросу о государственном устройстве Китая, в котором всячески обосновывал «преимущества» монархического строя. Вскоре американский посол в Китае получил указание своего правительства признать будущий монархический режим в Китае, как только он будет создан.
Генерал-губернаторы провинций по указке Юань Шикая начали посылать в столицу петиции с требованием восстановления монархии. В ноябре — декабре 1915 г. в провинциях проводились собрания специально подобранных «представителей населения», которые высказались за восстановление монархии и «просили» Юань Шикая стать императором. В декабре Юань Шикай «внял этим просьбам» и дал официальное согласие. День 1 января 1916 г. был объявлен первым днем нового монархического летосчисления.
Известие о восстановлении монархии вызвало общее возмущение в стране. Стихийные восстания вспыхнули в Хунани, Ху-бэе, Сычуани. В Шанхае восстала команда военного корабля. Усилилась деятельность сторонников Сунь Ятсена.
В этой обстановке многие представители правящего лагеря предпочли отмежеваться от Юань Шикая. Центром борьбы против монархической реставрации стали южные провинции, начавшие так называемую «третью революцию». 25 декабря 1915г. командующий войсками провинции Юньнань провозгласил независимость Юньнани от Пекина. В январе 1916 г. объявила о независимости провинция Гуйчжоу, в марте — Гу-анси, в апреле — Гуандун. Четыре южные провинции объединились, образовав Южную федерацию во главе с Военным советом «армии защиты республики». Все новые и новые провинции отказывались признавать власть Юань Шикая. В мае 1916 г. в Китай вернулся Сунь Ятсен, который призывал бороться за республику и требовал наказания Юань Шикая. «Ситуация напоминает человека, скачущего верхом на диком тигре», — метко характеризовал положение Юань Шикая Лян Ци-чао. Юань Шикаю пришлось официально заявить об отказе от восстановления монархии. В начале июня он неожиданно умер.
Общество, власть, диссиденты. Правовая ответственность
за инакомыслие в СССР
Для борьбы с диссидентами власть использовала соответствующие положения советского законодательства, дискредитацию через средства массовой информации. Проводником карательной политики являлся в основном КГБ. Диссиденты, как правило, обвинялись в таких преступлениях как "общественно опасное умышленное деяние, направленное на подрыв ...
Польская политическая ссылка в XIX веке
Одним из видов наказаний, которым подвергались поляки в Российской империи в 1860-х гг., было заключение в арестантские роты гражданского ведомства.
Первые арестантские роты были созданы в 1823 г. В 1864-1868 гг. многие арестантские роты использовались для изоляции политических врагов режима.
М.Н. Гернет[5] подчеркивал, что в 1864 г. ...
Культурная история.
Человек в историко-культурном смысле существует в мире знаков, сами люди подвержены влиянию этого мира. Знаки в виде наследуемых культурой символов влияют на наше сознание и даже на сами способы мышления. "Мир может быть познан только в форме литературного дискурса", он открывается человеку "лишь в виде рассказов, наррати ...