Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в конце XV — начале XVI в. Образование Российского Государства
Страница 4

История » История России с древнейших времен до наших дней » Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в конце XV — начале XVI в. Образование Российского Государства

Судебник Ивана Ш. В 1497 г. был принят новый свод законов единого государства — Судебник Ивана Ш. Судебник включал 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны. Статья 57 ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому определенным сроком дня всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход крестьянин должен был уплатить «пожилое» — плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехода било первым шагом к установлению крепостного права в стране.

Однако до конца XVI в. крестьяне сохраняли право перехода от одного землевладельца к другому.

Русская церковь в конце XV — начале XVI в. Русская церковь сыграла значительную роль в объединительном процессе. После избрания митрополитом в 1448 г. рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой (автокефальной).

На западных землях Руси, вошедших в состав Великого княжества Литовского и Русского, в 1458 г. в Киеве был поставлен свой митрополит. Русская православная церковь распалась на две самостоятельные митрополии — Московскую и Киевскую. Их объединение произойдет после воссоединения Украины с Россией.

Внутрицерковная борьба была связана с появлением ересей. В XIV в. в Новгороде возникла ересь стригольников. На голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что вера станет крепче, если она будет опираться на разум.

В конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве распространилась ересь жидовствующих (ее зачинателем считали еврейского купца). Еретики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей.

Это означало, что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами.

На какое-то время эти взгляды совпали со взглядами Ивана Ш. Среди церковников также не было единства. Воинствующие церковники во 80 главе с основателем Успенского монастыря Иосифом Волоцким (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой точки зрения называли нестяжателями или сорианами — по имени Нила Сорского, уединившегося в скиту на реке Сора на Вопогодчине.

Иван Ш на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и государственной, и национальной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось.

Страницы: 1 2 3 4 

Сочинения Князя Владимира Мономаха.
Главное литературное произведение Владимира Мономаха - его знаменитое «Поучение» детям и «инь кто прочтет». Жанр «поучений детям» довольно распространен в средние века. Однако «Поучение» В. Владимира Мономаха обращено не просто к детям, а к детям - наследникам государственной власти. В этом отношении «Поучение» Владимира Всеволодовича ...

Общество и человек в годы Первой мировой войны
Война 1914 года приобрела совершенно новый облик: 1.Использование нового оружия: -пулеметы -ручные гранаты -танки -истребители и бомбардировщики -химические оружия Храбрость солдат уже ценится меньше, чем количество оружия. 2. Происходят изменения в Тылу: Все населения принимает участие в войне. Женщины заменяют мужчин на ...

Освобождение села Ряженое
Продолжался бой с отходящим противником, в течение февраля 1943 года 2я гвардейская армия по всей полосе вышла к Миусу. 33-я гвардейская стрелковая дивизия вступила в Матвеев-Курган, 30-я стрелковая дивизия овладела Больше-Кирсановкой, 49-я стрелковая дивизия - Староротовкой. Войска 2-й гв. армии освободили почти все населенные пункты ...