Батый
Страница 1

Отойдем в начало татарского завоевания Руси. Отметим, что русские летописцы до 1223 года (Битва на Калке) не знали Татар: в Ипатьевской летописи за 6732 год от сотворения мира (1224 с возможной поправкой в 1 год см. [1]) написано:

«Пришла неслыханная рать: безбожные Моавитяне, называемые Татарове, пришли на землю Половецькую.»

Для дальнейшего будет полезно знать, что племя Моавитян располагалось на ближнем востоке в городе Моав, недалеко от побережья Средиземного моря, где заканчивалась южная ветка Великого шёлкового пути и где к тому времени уже 100 лет воевали крестоносцы, а «tat-ar» согласно древнетюркскому словарю[8], дословно означает чужеземец-бурый (или рыжий). По нашей реконструкции это слово в отношении крестоносцев возникло на ближнем и среднем востоке, где они появились впервые, поэтому и корни этого слова следует искать в древнетюркском словаре. Половцы по мысли А.Н. Морозова [1] это пловцы, то есть мореплаватели, прежде всего Черноморские. О них много говорится в Ипатьевской летописи на начало 13 века, которая тяготеет к описаниям событий, связанных с Галицким князем Данилой, Киевом, Венгрией, Литвой и Черниговым.

В школьной истории не всегда упоминают, что нашествие Батыя проходило зимой. Первой в декабре пала Рязань, а Владимир брали в феврале. Подобная тактика была хорошо известна европейцам, о чем можно прочитать в хрониках Тевтонских рыцарей. Это позволяло свести к минимуму партизанскую войну и захватить больше населения. Вот Юрий II (Владимирский князь) и не смог удержаться на реке Сити. Интересно, что после его разгрома татары увезли его отрезанную голову, чего они никогда не делали. Видимо это было сделано для отчёта. В Суздальской летописи за 1237 год отмечено, что татары, говоря современным языком, строили передвижные леса и стенобитные орудия («порокы»), а в «Повести о разорении Рязани Батыем» упоминаются камнемётные машины, применяя которые в большом числе, татары справились с Евпатием Коловратом. Военные «орудия» наряду с оружием упоминаются и в «Сокравенном сказании монголов» [2] (см. распоряжения Огэдая в конце). Описывая вооружение Монголов периода Тимура, историки сходятся во мнении, что ему были известны практически все методы ведения войны, использовавшиеся в Риме и Древней Греции, и даже примитивные мартиры, а войска строились линиями и волнами как римские легионы.

Суздальская летопись, описывая взятие города Владимира в феврале 1238 года, указывает на то, что татары часто сжигали людей заживо. В основном монахов. В летописях также известны случаи сожжения волхвов в Новгороде. Здесь можно ещё раз вернуться к вопросу о происхождении слова «татары», или «поганые татары». Paganisme по-французски – многобожие, paganus с латинского – язычники. (11) Так могли обращаться крестоносцы к русским. Вспомним тут о похожем происхождении слов «шваль» (от французского слова cheval) и «шаромыга» (от французского словосочетания cher ami) – так обращались к русским крестьянам французские солдаты, во время кампании 1812 года (см. Этимологический словарь русского языка [16]). «Катары» – так инквизиторы называли религиозные движения, проповедовавшие наличие Духа Святого наряду с Богом Отцом. Kaθaρоι по-гречески чистый, неосквернившийся. Извращая это видение, по аналогии со словом кошка (по латыни «catta»), которая олицетворяет умиротворение, католики назвали их катарами («cattari» по латыни) и объявили опасной ересью. В документах инквизиции осталось много свидетельств об этом, в частности о том, что поведение «катар» или «добрых людей» во время их сожжения часто привлекало в их ряды новых верующих. Эти люди проповедовали апостольскую жизнь без насилия и излишеств, любовь к ближнему. При этом мирно относились к ортодоксальным католикам. Альбигойские войны с катарами начались во Франции в 1209 году, а в 1215 папой Инокентием III была учреждена Инквизиция прежде всего для борьбы с катарами. Их сжигали сотнями, о чём и сейчас остались памятники. Крестоносцы преследовали катар на Ближнем Востоке. В частности в Византии было племя Павликиан (почитатели апостола Павла) с аналогичными воззрениями, которые получили разрешение на свободное вероисповедание в обмен на то, что они будут защищать Византию от набегов Скифов из славянских территорий. Так что русских они вполне могли называть «paganus» «cattari», что на слух могло восприниматься как поганые татары. На этот счёт есть ещё одно соображение. Дело в том, что до татаро-монгольского нашествия на территории Руси было распространено руническое слоговое письмо, и первые записи о татарах вполне могли быть написаны этим письмом. Пары слогов «ката» и «тата» пишутся похоже и при переписывании разные версии могли быть приведены к единому написанию. В статье В.А. Чудинова «Параллельный мир славянского слогового письма» [17] даны расшифровки рун, а также описаны некоторые находки. Так на куске стекла руницей написано: «затеяно тяжело и зольно», имя священника в руническом тексте написано кириллицей. Слоговое письмо предшествовало и латинскому алфавиту. Алфавитное письмо позволяло записывать и незнакомые слова, поэтому было совершеннее. Проводниками этого письма на Руси, видимо, были священники, которыми при помощи ярлыков руководили татаро-римско-монгольские завоеватели.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Предпосылки отмены крепостного права в России
Предпосылки, которые, в конечном счете, привели к отмене крепостного права в России, складывались давно. [8] В первую очередь они выражались в углублении в последние десятилетия перед реформой 1861 г. социально-экономические процессы разложения крепостничества. Как убедительно доказано многочисленными исследованиями российских историк ...

Суть концепции «Москва – Третий Рим»
Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием “Москва – Третий Рим”, был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношении с подданными и церковной организацией. О самом авторе, монахе (или, может бы ...

Крестьяне
В XVIII в. оформилось несколько категорий крестьянства. Разряд государственных крестьян сложился из бывших черносошных и из народов, плативших ясак. Позднее в его состав влились уже упомянутые однодворцы, потомки московских служилых людей, поселенные на южной окраине государства, не знавшие общинного быта. В 1764г. по указу Екатерины II ...