Географическое положение
Страница 1

История » Восточные славяне » Географическое положение

Соседство леса и степи наложило глубокий отпечаток на русскую историю, на ментальность русского народа. Культура развивалась в тени лесов. В языческую пору это выразилось в религиозно-обрядовой практике – культе дерева и в долгом бытовании среди восточных славян пережитков охотничьей магии. Благодаря лесостепному соседству возникают противоположные уклады народной жизни лесной и степной: земледельческо-промышленный и анархо-казацкий. Соседство леса и степи стало важнейшим природным фактором, который определил ход русской истории; лесная часть России стала вместилищем социальной политической силы, которая создала государство. Еще одна особенность определила разные стороны жизни восточных славян – реки. Восточные славяне селились вдоль рек, а топографическая особенность рек позволяла возводить укрепления, что облегчало оборону от кочевников Великой степи.

Если сравнить природу и образ жизни народов, то можно сказать, что определяющим влиянием географической среды является внешность народа, национальный характер. Геродот записал, что «племена, живущие там, ведут образ жизни, который указала им природа страны». В VII – VIII веках у славян развивается земледелие, совершенствуется орудие труда (соха, рало); в земледелии используют лошадь. Выросшая производительность труда благоприятствует переходу славян от родовой к соседской общине, где каждая семья могла вести свое хозяйство. Функционирует ремесло, а с развитием ремесла связан рост внутренней и внешней торговли. Строятся города, как торговые и военные поселения здесь же появляется постоянное население. Социальное расслоение позволило выделиться племенной знати. Знать опиралась на дружину. И эта сила начинала наводить свой порядок в племени: захватывала земли, облагала население данью. Военная добыча и дань являлись источником обогащения, а значит и усиливалась власть князя и знати.

О язычестве восточных славян как о целостной системе религиозных воззрений можно сказать словами Гельмольда «у славян имеется много разных видов идолопоклонства, ибо не все они придерживаются одних и тех же языческих обычаев». В VIII – IX веках оно (язычество) состояло из накладований различных эпох религиозного творчества. Наиболее древняя религия населяла мир добрыми и злыми духами, могущественными, вездесующими. Славяне старались задобрить их моленьями и жертвоприношениями «клали требы упырям и бережням». Эти существа были началом добра и зла. Злая сила была бесформенна и невидима, ею была пронизана вся природа: зло таилось как «в дереве, так и в листе и корне, и в ветви». Переносчиками зла были 77 ветров. Упырями становились чужаки – убитые враги, умершие преступники, изгнанные из роду или племени. В случае природного бедствия (наводнения, весенние заморозки) крестьяне сообща стремились обуздать упырей, для чего «извергали» их из могилы или пронзали «колием». Вредоносные считались самоубийцы, неестественно умершие «убитые, заблудившиеся, с дерева падшие».

Острое начало было предоставлено духами предков, родоначальников – чуров (пращуров). Их важнейшее охранительное значение для родичей заключалось в формуле: чур меня! – то есть «храни меня, пращур». Славянский щур являлся оберегателем родовых полей и границ, - эту его функцию донесло до нас слово «чересчур», то есть нарушение границы.

Наши предки имели случай ставить сосуд с прахом сожженного родича на придорожном столбе у распутья, который служил межевым знаком родовых владений. Поэтому перекресток и считался опасным местом: родич оказывался на границе охраняемого чуром родного поля, переступив которую он попадал на чужбину. Ослабление родовых связей приводило к тому, что наряду с родовым чуром все большее почитание выпадало на долго домового-хранителя отдельного дома. Славяне считали, что домовой – душа избы. Строительство дома для них было исполнено глубочайшего религиозного смысла, ведь человек уподоблялся Богам. Он строил свой мир, создавал на новом месте что-то новое, чего не было в природе. Выбирали время для начала работ, выбор места, выбор строительных материалов. Строили дом так, чтобы внутри помещения оказывались живые деревья (дубы, ясени, березы). Дерево растущее внутри дома, было для славян, и не только для них, воплощением Мирового Древа. Порою дерево, растущее внутри сруба, оставалась там до конца строительства, да еще дополняли его христианской иконкой. Часто вместо дерева ставили деревянный крест; и крест в данном случае по христианской традиции Голгофа, где принял муки Иисус Христос, центр Вселенной; и во время библейского потока Голгофа «вершина мира» не была залита. И крест, возводимый на месте будущего дома, нес ту же нагрузку – человек создавал свою Вселенную – маленькую, домашнюю, и ее следовало должным образом «урядить».

Страницы: 1 2 3

Золотой век русской культуры
В одном из своих произведений А. И. Герцен писал о русском народе, «мощном и неразгаданном», который «сохранил величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния и . па царский приказ образоваться — ответил через сто лет громадным явлением Пушкина». Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Гер ...

Введение. Исторический очерк
С 17 в. Россия вступила в новый период своей истории, характерный постепенным складыванием буржуазных национальных связей. Шло массовое превращение городского ремесла в мелкое товарное производство, начало развиваться дворянское предпринимательство, появились казённые мануфактуры, производившие оружие и металл для государственных нужд, ...

Просвещение и научные знания
Издавна на Украине существовало домашнее (семейное, родительское) обучение и воспитание детей. Детям передавались трудовой опыт и жизненная мудрость, красота родного языка, стремление к воле и братству. Люди стихийно стремились овладеть научными знаниями, опираясь на мгновековой опыт поколений. Это стихийное народное образование и накоп ...