Организация делопроизводства в XVIII в.ю Устройство и состав коллегии и канцелярии по Генеральному
регламентуСтраница 1
Работа разросшейся государственной машины Российской империи требовала упорядочивания делопроизводства, разработки законченной системы норм, регулирующих постановку документирования в государственных учреждениях.
«Еще в 1699 г. Петр I вводит в обращение, по предложению «прибыльщика» Алексея Курбатова. гербовую бумагу»[4]. А в 1700 г. он издает указы об отмене столбцовой формы документа и всеобщем переходе к тетрадной форме (листовой и книжной). В указе по этому поводу говорилось следующее: « дела до нынешнего времени писали в столбцы на одной странице и том исходило бумаги много… А как учнут писать в лист, и на обоих сторонах тетради, расходу бумаги будет меньше».[5]
Тетради, обычно состоящие из 4 листов бумаги, сложенные пополам и сшитые ниткой, не имели переплета. Несколько тетрадей, сшитых вместе и заключенных в переплет, составляли книгу. Однако книги не всегда переплетали, так как переплет стоил дорого.
Реформа государственного аппарата во многом проводилась с учётом опыта управления за рубежом, с которым Пётр I ознакомился во время своего пребывания за границей. Но надо было не только создать учреждения нового типа, но и заставить государственный аппарат работать по-новому, значительно более оперативно и эффективно, что и было главной задачей. Поэтому именно в период проведения реформ появляются первые организационные документы, в которых прописывается сам порядок работы государственных учреждений. К таким документам можно отнести указы Петра I о Сенате и создаваемых коллегиях.
Ведение в них делопроизводства расписывалось в регламентах, создаваемых коллегией. Однако основным документом, на два столетия вперёд определившим порядок ведения делопроизводства в учреждениях дореволюционной России и штат работников, занимавшихся делопроизводственным обслуживанием, стал «Генеральный регламент или Устав, по которому Государственныя Коллегии, також и все оных принадлежащих к ним Канцелярий и Контор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина, подданейше поступать имеют» от 28 февраля 1720 г. Он был составлен с учётом почти десятилетнего опыта работы новых учреждений.
Генеральный регламент стал обобщающим и первым законодательным документом, в котором был прописан не только весь порядок работы коллегий, ведения в них делопроизводства, но и обязанности каждого работника канцелярии. Это новый тип организационного документа, прообраз всех последующих регламентов, в том числе в наши дни – Регламента Государственной Думы.
В Генеральном регламенте перечислены созданные к этому году коллегии, служба в которых являлась присяжной должностью, определено их устройство, очень подробно расписан весь порядок работы, должностной состав. Половина глав посвящена порядку работы коллегий – начало работы, время отпусков, приём посетителей, награждения, наказания работников и т.д. Остальные главы касаются непосредственно работы с документами и должностных обязанностей служащих канцелярий.
Все коллегии основывались на принципе коллегиального принятия решений (принятия решений большинством голосов).
С изданием Генерального регламента делопроизводство становится на твердую почву закона. Этим законодательным актом окончательно отделяются обязанности присутствия, как органа принимающего решения, от делопроизводственной деятельности, которая закрепляется за самостоятельным подразделением – канцелярией.
Состав коллегии:
• присутствие (общее собрание членов)
• канцелярия
• контора
Процесс обсуждения и принятия решения по вопросам управления осуществлялся в присутствии. Присутствие имело 10-11 членов и состояло из президента, вице-президента, 4-5 советчиков и 4 асессоров. Президент назначался царем и осуществлял «генеральную и верховную дирекцию» (управление коллегией). Вице-президент и члены назначались Сенатом и утверждались царем. Президент и вице-президент были обязаны смотреть, чтобы прочие члены коллежские «в поверенных делах и в приказанном смотрении с надлежащим старанием и прилежанием попечение имели».[6] В случае нерадения членов президент должен был «вежливыми словами» напоминать им об их обязанностях, а при их непослушании сообщить Сенату; он же мог возбуждать перед Сенатом вопрос о замене того члена коллегии, который «мало разумен». В 1722 г. для надзора за деятельностью коллегий в каждую из них был назначен прокурор, подчиненный генерал-прокурору Сената.
Для ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности были созданы конторы под руководством камерира, в подчинении у которого находились унтер-камерир и камор-штрейберы. Здесь велось делопроизводство по финансовой деятельности коллегий.
Политические репрессии
в Казахстане.
Массовые политические репрессии — одна из самых мрачных страниц в истории Казахстана. Советская власть практически превратила республику в тюремно-лагерный застенок, разместив на ее территории самые крупные лагеря — Карлаг, Степлаг, АЛЖИР, а также другие структуры ГУЛАГа — Главного управления лагерей. Официальная статистика свидетельств ...
Общество и человек в годы Первой мировой войны
Война 1914 года приобрела совершенно новый облик:
1.Использование нового оружия:
-пулеметы
-ручные гранаты
-танки
-истребители и бомбардировщики
-химические оружия
Храбрость солдат уже ценится меньше, чем количество оружия.
2. Происходят изменения в Тылу:
Все населения принимает участие в войне. Женщины заменяют мужчин на ...
Борьба со шведами и рыцарями орденов
Еще до прихода татар на Западе появилась страшная угроза Руси – Рим. Католическая церковь решает подчинить себе Русь, используя для этого немецких и шведских феодалов. Римский папа желал не обращения язычников в христиан, а стремился получить новые страны, платящие десятину Риму. Если бы лишь религиозное рвение вело крестоносцев на Вост ...